ИСТОРИЯ ЮДИТ ЛЕЙСТЕР, НЕОБЫЧНАЯ И ТИПИЧНАЯ ОДНОВРЕМЕННО
Часть 2.
Юдит Лейстер. Автопортрет. 1650-е (?)
Судя по всему, по возвращении в родной город Юдит Лейстер познакомилась с Франсом Халсом, на тот момент ведущим портретистом и жанристом Харлема, и его младшим братом Дирком Халсом, также художником. Исследователи предполагаю, что она на какое-то время стала ученицей одного из братьев, или даже занималась у обоих сразу. Это объясняет, почему ее художественный стиль был похож на стиль Франса Халса до такой степени, что их работы путали даже специалисты, а несколько картин Лейстер были проданы с аукционов как произведения Халса (и по соответствующей цене), и это было не сознательное мошенничество, а искусствоведческая ошибка.
Юдит Лейстер. Копия картины Франса Халса «Лютнист». Ок.1629
Скорее всего в какой-то момент отношения Лейстер и братьев Халсов стали дружескими, и ее в кругу харлемских художников принимали как равную. Об этом свидетельствует и тот факт, что она была принята в местную Гильдию святого Луки, и то, что она стала крестной дочери Франса Халса. Последнее также доказывает, что к началу 1630-х годов Юдит Лейстер была уже уважаемым и состоятельным членом общины Харлема.
Юдит Лейстер. Веселое трио. Ок.1629
Также документально подтверждено, что к 1635 году у Юдит Лейстер была своя мастерская и как минимум трое учеников-мужчин. Это также документально подтверждено, поскольку сохранился судебный иск, который Юдит подала к матери одного из своих учеников, Виллема Воутерса, который самовольно оставил ее мастерскую и перешел к Франсу Халсу. Юдит потребовала заплатить ей так называемый школьный сбор в сумме 8 гульденов. Суд она выиграла, ей вернули 4 гульдена, а затем Халс лично отдал еще 3. Однако она тоже была оштрафована за то, что не зарегистрировала ученика в Гильдии. В конечном итоге вся эта мелкая юридическая возня только пошла ей на пользу, и ее работы приобрели еще большую известность в Харлеме.
Юдит Лейстер. Предложение. Ок.1631
Современники очень ценили ее работы, считается, что она была первым голландским художником, который стал изображать женщин за домашней работой. В общем, ее карьера шла в гору, пока все неожиданно не кончилось самым банальным образом.
Юдит Лейстер. Веселая пара. 1630
Ян Минсе Моленар. Автопортрет. Ок.1640
Ян Минсе Моленар. Автопортрет с семьёй
1 июня 1636 года Юдит Лейстер вышла замуж за художника Яна Минсе Моленара. Свадьба состоялась в Хемстеде, а затем молодожены перебрались в Амстердам, где у Моленара были заказчики. В 1648 году пара купила дом в Хемстеде. К этому времени у них уже родилось четверо детей: Иоганн (1637), Якобус (1639), Елена (1643), Ева (1646), а два года спустя на свет появился и младший сын Константин (1650). Из пятерых детей Юдит Лейстер выжили только двое.
Юдит Лейстер. Дети с кошкой
Работ Юдит Лейстер, выполненных после замужества, известно гораздо меньше, и причины этого вполне очевидны. Во-первых, она как порядочная жена вела дом, рожала детей, заблотилась о них и о муже. Во-вторых, скорее всего, часть картин, которые сегодня приписываются Яну Моленару (а он был весьма плодовитым художником), все же были выполнены Юдит, или же она могла помогать мужу в работе, но при этом картина завершалась под его подписью.
Юдит Лейстер. Букет. 1654
Юдит Лейстер прожила всего 50 лет. Она скоропостижно умерла в своем доме в Хемстеде 10 февраля 1660 года.
В родном городе, однако ее не забывали. В 1647 году вышла книга о Харлеме Теодора Шревелиуса, который рассказывая о местных живописцах, упомянул в весьма лестных выражениях и Юдит Лейстер:
«…Есть также много женщин, которые имеют опыт в живописи и все еще известны сегодня, которые также могут сражаться с мужчинами, из которых в первую очередь упоминается Юдит Лейстер, настоящая путеводная звезда в искусстве. , от которого она также носит имя, домохозяйка Моленаера, который также является известным художником, родилась в Харлеме и известна в Амстердаме…»
Продолжение следует…
Подробнее https://nikonova-alina.livejournal.com/699065.ht...
ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
2021-01-27 16:34:54