В 2020 году вышла книга Сюзанны Кларк "Пиранези". Шестнадцать лет поклонники романа "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" (он вышел в 2004 году, в 2015 году был экранизирован) ждали появления нового произведения полюбившегося автора. Наконец, дождались. Но получили совсем не то, на что надеялись. Не продолжение первого, нашумевшего, а совсем другое произведение. Странное, но прекрасное.
О книге "Пиранези" говорить трудно. Рассказывая об этом совсем небольшом произведении, которое можно прочитать часа за четыре, сложно удержаться от спойлеров. А это совсем плохое дело. Спойлеры. Потому что каждому читателю самому надо "прожить" роман. Поэтому попробую познакомить с книгой без раскрытия сюжета.
Есть Дом. Огромный, с тысячами комнат. Нижние этажи Дома погружены в море, верхние упираются в облака. Этажи соединены множеством лестниц. Комнаты заполнены фантастическими статуями. В этом Доме живет тридцатилетний мужчина, которому дали имя Пиранези. Но он знает, что это не его настоящее имя. У Пиранези есть Друг, которого он называет Другой.
Бредово всё? Согласна, бредово. Потому что в начале роман Сюзанны Кларк и представляет собой некий бред. Автор словно берет читателя и со всего размаха забрасывает в этот странный Дом, в котором изо дня в день бродит странный мужчина, записывает свои наблюдения в дневник, на нижних этажах ловит рыбу и водоросли, на верхних собирает воду. У него свой календарь, а все предметы он называет с большой буквы.
Кото этот мужчина? Как он попал в Дом? Этого читатель не знает. Но это только начало. Потом, конечно, все разъяснится, но всё окажется совсем не тем, чем кажется вначале.
Если говорить о её жанре, то это, конечно, не реализм в его традиционном понятии. Но это, конечно, и не фэнтези в его традиционном понятии. Магический реализм, когда реализм вплотную переплетается с фантазией. А ще его можно отнести и к детективам. Ведь на протяжении всего романа разгадывается загадка Пиранези.
Не смотря на свой небольшой размер, книга невероятно многогранна. В ней столько слоев, что выискивать в ней сокрытое не менее интересно, чем читать саму книгу.
Начнем с названия. С одной стороны, это имя главного героя книги. С другой, оно сразу же дает отсылку к имени итальянского художника-графика, создавшего в середине 18 века серию гравюр, называемых "Воображаемые тюрьмы". И в своей фантасмагории они очень уж напоминают Дом, в пределах которого разворачивается действие романа.
Дом в романе не единожды называется Лабиринтом (он и похож на него). И это сразу же вызывает ассоциацию с древнегреческим мифом о Минотавре.
Дж. Ф. Уоттс. Минотавр. 1885
В одном из интервью Сюзанна Кларк упоминает, что на её фантазии вдохновил рассказ Хорхе Луиса Борхеса "Дом Астерия". Есть отсылка и к роману Клайва Стейплз Льюиса "Племянника чародея", именем одного из героев романа зовется и главный антагонист "Пиранези".
Немаловажную роль в романе играют и статуи. Среди них есть особо любимые Пиранези. Некоторые из них перекликаются с изображениями, принятыми в картах Таро. Например, статуя Мага.
И таких отсылок и аллюзий в романе огромное множество. Думаю, искать и разбираться в них было бы безумно интересно.
"Пиранези" — это интеллектуальный роман, маскирующийся под роман-загадку. Его интересно читать не только потому, что хочется узнать, кто такой Пиранези, откуда он взялся и как оказался в плену этого циклопического лабиринта, но и потому, что Сюзанна Кларк завораживает нас своей фантазией, которой остается лишь удивляться.
#главнаякнига
Подробнее https://lana-1909.livejournal.com/833126.html?...
Сюзанна Кларк "Пиранези"
2021-02-10 12:44:53