Это произведение проходят в школе. Причём довольно рано, классе в 5, если не ошибаюсь?
И не зря. Книга, действительно претендует на звание «главной». Потому что поднимает вечные темы и решает жизненные вопросы.
Роман был опубликован в 1836 году, почти 200 лет назад, но совершенно не потерял актуальности. Основная тема — воспитание характера. Речь, конечно, о главном герое и рассказчике – Петруше Гринёве.
Пушкинский текст изучается в школе по циклам глав. Первые пять отражают крушение иллюзий главного героя, в VI – XIII главах перед нами во всей красе Пугачёв, а вместе с ним «сильное и благое потрясение», которое и поменяло внутренний мир Гринёва. В последних главах мы становимся свидетелями рождения новой личности.
Пушкинскому герою выпала возможность выбрать свою судьбу. Раньше это было редкостью, доступной только высшим классам. В современном мире такой выбор должен сделать каждый. Естественно, он не столь драматичен, как в пушкинском романе, хотя ситуации бывают разные.
Выбирая линию поведения, Гринёв неоднократно ошибается (например, уступает Зурину и ввязывается в игру на деньги), но всякий раз, помня заветы отца: «Служи верно, кому присягаешь» и «Береги платье снову, а честь смолоду» возвращается на прямую дорогу.
Правда, родительский завет сразу же нарушается – Гринёв отдает платье, а вернее тулуп первому встречному. Нарушение наказа – действие отрицательное, но цель – помощь нуждающемуся – благая, следовательно, поступок правильный. Он зачтется Петруше в будущем. Здесь, кмк, Пушкин хочет донести важную истину – все благие дела оборачиваются благом для того, кто их совершает.
Показательно то, что наказ отца о чести, Петруша не нарушает. Из чего заключаем, что материальным можно поделиться с нуждающимся, а вот честь – нечто такое, что отдавать нельзя ни при каких обстоятельствах. Даже если будут просить и умолять. «Послужи мне верою и правдою, – сказал Пугачёв, – я тебя пожалую в фельдмаршалы и в князья». Но главный герой не прельстился на титулы и славу и отвечает Пугачёву твердым отказом: «Я природный дворянин. Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Усиливает воспитательный мотив и антитеза: главному герою противопоставлен Швабрин, тоже, между прочим, природный дворянин. У него однако ж жить по совести не выходит даже в мирное время. Речь, конечно, о любовном треугольнике – Гринёв, Швабрин, Маша. Швабрин утратил свою честь и доброе имя и совершенно не жаждет их восстановления (хотя мог бы, но лень напрягаться).
Швабрин противостоит Гринёву не только на любовной дуэли, но и в историческом поединке между мятежниками и государством, которому, кстати, Швабрин, наравне с Гринёвым приносил присягу. Хотя честь, как выясняется, Швабрин потерял ещё до своего появления в Белогорской крепости, т.е. как раз смолоду. А может и вовсе не имел.
Пушкин подробно рассказывает о семейном укладе Гринёвых и делает это с определённой целью. Читатель понимает, что семейное воспитание решающим образом повлияло на характер Петруши. Через него он усвоил традиции и общечеловеческие ценности. Поэтому-то здесь нет конфликта отцов и детей, зато показана преемственность поколений и утверждаются семейные ценности.
Вопрос о выборе жизненного пути занимает в «Капитанской дочке» центральное место. Одно из центральных мест. Герои решают его по-своему, в результате чего движется сюжет, а концовка позволяет увидеть самым наглядным образом, к чему приводит тот или иной выбор.
Любопытно, что Петруша Гринёв в романе – ещё совсем молодой человек, 17 лет от роду, лишённый жизненного опыта. Опыту этому просто неоткуда взяться, ведь юноша едва только выпорхнул из родительского гнезда. Но, однако же, на всем протяжении действия романа, даже в самых страшных обстоятельствах, нравственный выбор он всегда делает правильно. Даже, когда в продолжении одного дня в Белогорской крепости ему приходится несколько раз выбирать между жизнью и смертью, он ни разу не идет на предательство ради спасения.
Самый главный, судьбоносный выбор Петруша должен будет сделать в Оренбурге, когда получит письмо от Маши. Ему предстоит решить – спасти любимую девушку, попавшую в ловушку, или остаться в городе и выполнять долг солдата. Конфликт переходит на уровень: долг перед человеком («вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную», – пишет ему из крепости Маша) vs долг перед Отечеством. Но ведь Отечество – это прежде всего люди, это та же Маша. В конечном итоге человек побеждает солдата, и Гринёв едет спасать Машу, для чего ему придётся принять помощь Пугачева. На этом примере хорошо видно, как Пушкин трактует понятие чести. Честь для автора, а, следовательно, и для его героя – это не присяга императрице, а человеческое достоинство, союз совести и волевого начала, который можно иметь и в 17 лет.
Мораль «Капитанской дочки» в том, что если поступать по совести, то никакие беды не страшны.
Подробнее https://chitate-li.livejournal.com/72045.html?...