Есть у нас в "Афише" новый тег - #главнаякнига. Захотелось мне самой поделиться размышлизмами на тему своей главной, и я долго раздумывала: что есть для меня - главная. "Всадник без головы" Майна Рида? "Джен Эйр" Шарлотты Бронте? "Шерлок Холмс" Артура Конан Дойля? Или "Код да Винчи" Дэна Брауна? И тут до меня дошло, что в силу своей нелюбви к русским писателям я упрямо думаю про иностранных авторов и их творения. А русский писатель, поразивший до глубины души?
Он есть, был и остаётся главным - Михаил Булгаков с его "Мастером и Маргаритой". И - именно на эту книгу я хочу сегодня обратить ваше внимание. Нет, это будет не классическая рецензия, основам которой я учу своих журналистов,а скорее - мои впечатления от "Мастера и Маргариты". А поскольку у нас #наулицезима , я обращу своё внимание на чеклист, и напишу рецензию.
Нет, я не читала этой книги в детстве - её не было в обширной библиотеке моих родителей, не было и в обычных библиотеках. Эту книгу принёс мне парень-однокурсник из РГУ ( Ростовского госуниверситета) - отпечатанную на матричном принтере. Помните такие перепечатки на тонкой бумаге с перфорацией, перетянутые шнурками или ленточками? Вот и мне выдали подобный "свиток"))
И - всё...и я пропала для мира)) Сначала я с интересом разбирала буквы на тонкой бумаге, потом вовлеклась. Сначала удивлялась: почему роман называется "Мастер и Маргарита": речь же о Воланде и его свите, которая приехала в Москву якобы проводить сеанс чёрной магии, а на деле - посмотреть на москвичей, которых "испортил квартирный вопрос"))) Во второй части книги добралась до истории их любви.
Что Воланд - Сатана, догадалась сразу: разные глаза его выдали, да и непринадлежность ни к одной национальности ( и знание истории Пилата и Иешуа), и то ли знаний у меня было побольше, чем у Берлиоза с Бездомным, то ли - у меня не было их дурацкого коммунистического "ни во что неверия".
На моменте, где кот Бегемот садился в трамвай, и кондукторша кричала: "Котам нельзя, с котами нельзя" я весело смеялась, сон Никанора Ивановича Босого меня поразил ( "Кушайте, ребята, и сдавайте валюту!"), а видя, как свита Воланда расправляется со всеми, кого встречают на своём пути, недоумевала: и никто не догадывается, кто они, и их не может остановить? Сеанс чёрной магии с голыми гражданками после него удивил доверием этих людей к происходящему: они прямо на сцене пошли в магазин и обменяли свою одежду на якобы французские бренды. Хотя - врать не буду: мне и самой было бы настолько же интересно ( не сами бренды, а факт обмена), что могла бы попасть в ту же ситуёвину! Тем более в Москве 30-х годов, где обычное хорошее женское бельё - дефицит ( сразу вспомнился Жерар Филипп, который устроил в Париже выставку русского женского белья - и все смеялись над огромными панталонами наших бедных красавиц!)
Что-то, разумеется, вызвало мои вопросы, которые спустя годы я задавала читателям своего ЖЖ ( вдруг они догадалисЬ. в чём дело, а я - нет) : вот тут - https://wetfield.livejournal.com/1249221.html, например, я пыталась разобраться с ответом на вопрос - Так был ли заключён Стёпой контракт с Воландом на самом деле, или Воланд сделал вид, что с ним заключили контракт? -
И ещё: Почему свита Воланда из всей Москвы выбрала не гостиницу, не частный дом, а именно квартиру незадачливого Стёпы Лиходеева?Моя сестра высказала забавное предположение:"Поскольку Стёпа и раньше напивался до зелёных чертей, черти Воланда ( Коровьев-Фагот, Азазелло и Бегемот) с ним были попросту знакомы. Они к нему приходили в его глюках, квартиру его видели и знали, и решили, что от добра добра не ищут.
Но - я добралась и до второй части, которая на доолгие годы предопределила моё отношение к любви. Для меня важно было знать, что есть на свете писатель, который видит в Любви настоящее,верное, вечное чувство.
Сама любовь Мастера к Маргарите такой же и описана: он встретил её, увидел её, и как-то внезапно понял, что любит. Так иногда и приходит в мир истинная Любовь.
Я могу оснастить этот пост кучей картинок и рассуждений, но это будут уже не мои мысли, не мои ощущения, а тех, кто эти картинки создавал. Поэтому я беру только то, что составляет собственные фразы Булгакова и то, что отвечает моему мировоззрению.
Ещё помню, поразил бал у Сатаны. Нет, не тем, что они расширили обычную квартину на Садовой: здесь всё чётко - они просто открыли из той квартиры портал в собственное обиталище Воланда. Не то, как Маргарите целовали колено, и даже не то, что все мужчины там во фраках, а женщины обнажены ( грешники, чо: у них такое вполне могло допускаться). А своим финалом: тем, что Маргарита, даже участвуя в этом действе в качестве королевы ( она, как оказалось, по крови - внучка одной из французских королев, и намёк тут на королеву Марго), не получает наказания, как и остальные - а напротив, получает награду вместе с Мастером в виде Вечного покоя. Что такое Вечный покой, мне тоже было очень интересно. Не Рай, не Ад, а - нечто среднее? Подпространство? Интересно, что подобную же идею высказали в стихах Иейтса "Байле и Айлин" ( я писала об этом в 2009-м, упоминая ту же "Мастера и Маргариту") - https://wetfield.livejournal.com/184832.html
Поразила история Фриды и платка. Мне эта Фрида изначально была очень неприятна - тем, что мало того, что убила своего ребёнка, а ещё тем, что повесила на Маргариту просьбу не подкладывать ей платок. Я бы на месте Маргариты ей с ходу отказала. Мои мысли по поводу этой Фриды можно найти вот тут: https://wetfield.livejournal.com/1216415.html
Как видите, я довольно часто за свою жизнь обращалась мыслями к этой книге. А была у меня ещё вообще смешная история, когда я покупала жёлтые цветы и меня приняли за Маргариту)) Меня несколько раз вообще за неё принимали, хоть я и не она ни разу. -https://wetfield.livejournal.com/808241.html
А ещё, конечно - история Иешуа Га Ноцри и Понтия Пилата поразила. Тем, что идёт как бы второй линией рядом с первой, и при этом является чуть ли не центральным сюжетом, вокруг которого строится всё действо. По тем временам не было книг и фильмов по типу "Визита к Минотавру" ( где вот так же идут две линии - старая про Страдивари и Оматти, и новая - про похищение скрипки Страдивари).
Ну и - следует сделать заключение, которого эта книга заслуживает по праву. Многие считают её "ложью Воланда", поскольку описано, как Сатана и его свита наказывают только недостойных, а достойным даруют вечный покой. Можно ли, мол, считать суд Воланда справедливым, если он сам - Отец лжи и проклятый архангел? Но на деле - "Мастер и Маргарита" есть книга о вселенской справедливости. Действительно, тем, кто не лжёт и живёт по совести, Воланд не может ничего сделать. А чтобы доказать этот непростой постулат, следует обратиться к самому сюжету книги, где собственно, объединяются две этих вышеупомянутых линии - Воланд встречается со спутником Иисуса ( Иешуа Га-Ноцри), Левием Матвеем ( ну, видимо, святым Матфеем) и тот просит за Мастера.
— Он [Иешуа] прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
— Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно… — Он помолчал и добавил: — А что же вы не берете его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий.
Мастер действительно не заслужил света: он - неверующий, он "грешит" с замужней Маргаритой, он не следовал путём Иешуа. Но - получает свой "вечный покой", как и само произведение Булгакова - своё бессмертие)))
Подробнее https://wetfield.livejournal.com/1340617.html?...
"Мастер и Маргарита" - пожалуй, самая главная)))
2021-02-12 16:17:58