Скарлетт О'Хара живёт на всём готовом, в комфорте, в безделье, в праздности. Её обслуживают рабы. Вокруг неё увиваются молодые люди. Но она горделива, эгоистична, упряма. Она не умеет любить, потому что умеет только удовлетворять свои собственные желания. Её не волнует чужое горе, но беспокоит тот дискомфорт, который возникает от несчастий тех, кто рядом. Она готова разрушить брак человека, которого она хочет видеть рядом с собой. Но это не любовь. Это желание быть с тем, кто доставляет тебе своим присутствием наслаждение. Но объект её вожделений Эшли Уилкс живёт воспитанным в нём понятием чести, благородства. Даже поддаваясь чарам Скарлетт, он не может переступить грань дозволенного. В чём здесь смысл? Мужчина, который не будет пресмыкаться перед женщиной, всегда будет держаться на расстоянии от таких женщин, как Скарлетт. Иначе она будет пить из него его жизненные соки. Ведь она может только брать, ничего не давая взамен.
Человек, которого она в порыве бессилия перед своими желаниями делает своим мужем, погибает на войне. Но ей это безразлично. Скарлетт — продукт высшего общества Юга, архаичного, эгоистичного, живущего своими желаниями и снобизмом. И этой жизни приходит конец. Война сметает этот мир, заставляя гордецов испытать унижение, нужду, привести к власти других людей с Севера со своими правилами, порядками. В этом мире выживают только эгоисты, люди без принципов. Каждый сам за себя, или за свой клан.
Скарлетт даёт себе клятву никогда больше не голодать. Это означает, что своё благополучие, свой комфорт она ставит на первое место. Она готова к любой тяжёлой работе, к любому мошенничеству, к воровству, лишь бы снова стать состоятельным успешным человеком. На этом и держится американская мечта. Вокруг Скарлетт её близкие. Но она не любит их. Она спасает жену Эшли и его ребёнка. Но она не любит ни Мелани, ни этого ребёнка. Она отбивает жениха своей сестры только потому, что у него есть бизнес и деньги. И она делает бизнес процветающим, потому что заставляет всех должников Фрэнка Кеннеди заплатить, а на купленной лесопилке использует дешёвый труд каторжников.
Но и своего нового мужа Скарлетт вскоре подставляет, и он погибает в схватке с бандитами.
Не сильно печалясь о потере, она уже снова выходит за муж. Теперь за такого же, как и она, эгоиста, Ретта Батлера, который давно уже знаком с ней, хорошо понимает её натуру, и готов на многое закрывать глаза. Но что характерно. Батлеру присуще всё же такт и мера его поступков. Даже некоторое благородство характера. Он не может действовать, идя напролом. Он привык добиваться своего, уважая чувства и желания других. И своей жене он пытается привить некоторые из этих качеств. Но Скарлетт интересует только роскошь, возвращение своего прежнего статуса и положения.
Можно сказать и так. Батлер — эгоист. Но территория его интересов распространяется и на его семью. Для него дорога его дочь, в которой он видит своё продолжение. Он очень переживает, когда в результате его вспышки гнева Скарлетт падает с лестницы, и у неё происходит выкидыш. У Скарлетт нет этих переживаний. Она сосредоточена только на себе. Она и ребёнка второго не хотела, потому что боялась пополнеть.
Но и первый ребёнок погибает от несчастного случая. Мать, не умеющая любить, высасывает энергию для своих желаний у своих детей. Они становятся нежизнеспособными. Род угасает.
Наконец, и Ретт покидает Скарлетт. Его теперь здесь ничего не держит. Скарлетт ищет новую опору своим устремлениям, своим желаниям. И находит её в своём родовом имении Тара. Привязанности к своему дому и земле когда-то учил её отец.
Кстати, мать её умирает в результате войны, отец сходит с ума, и погибает, как и дочь Скарлетт, сорвавшись с лошади. Мчащаяся лошадь — это символ страсти. Это буйство инстинктов, которым род О'Хара поклонялся. Вспомним "Анну Каренину". Вронский загубил лошадь, и даже когда она упала, нещадно бил её, расплачиваясь за своё поражение. Он — человек страсти. Точно также он поступил и с Карениной. Символы здесь прослеживаются очень чётко и в том, и в другом случае.
Если посмотреть на этот фильм как на знаковый (это первый цветной полнометражный звуковой фильм), то мы увидим, что он ярко, в красках, отражает процессы, происходящие в американском обществе. Сливки этого общества добились своего успеха и богатства за счёт уничтожения коренного населения этого континента, за счёт использования рабского труда негров, привезённых из Африки, за счёт грабежа и поклонения золотому тельцу.
Другой символ. Фильм вышел на экраны в конце 1939 года. В Европе началась война. Но что значила Вторая мировая война для рядового американца? Ничего. Они также жили, заботясь о своём личном благополучии. Им не надо было голодать. Их никто не бомбил, не уничтожал в концлагерях и подвалах гестапо. А политики США и бизнес даже помогали Гитлеру создавать военную мощь Германии, чтобы извлечь из этого свою выгоду. Кроме того, война как явление — это всегда лобовое столкновение эгоистических интересов государств и народов, когда никого уже не волнует, что хотят другие. Главное — что хочет каждая из сторон конфликта. Эгоизм всемирного масштаба.
Книга и фильм "Унесённые ветром" не случайные явления в американской и мировой культуре. У талантливых людей обострённая интуиция. Они видят более тонкие слои событий и явлений. Они проникают в такие сферы, где можно видеть даже будущее. Всё, что увидела Скарлетт в своей жизни, самое ценное для неё воплотилось в её частной собственности. Остальной мир её не волновал. Она не умела сочувствовать ближнему своему в его горе. Она не чувствовала боли другого человека. Она даже себе не давала возможности переживать душевную боль, говоря себе в критической ситуации: "Я об этом завтра подумаю".
Драматичность судьбы человека, который не умеет любить, который не может чувствовать своего единства с другими людьми, даже близкими по крови, у которого душа находится в спящем режиме, который не готов отдавать что-либо, а может только получать, — судьба такого человека показана в этом фильме. Настоящее искусство всегда показывает причинно-следственную связь всех процессов во Вселенной, всегда отображает Божественную картину мира. Не имеет значения, вымышленные в произведении искусства персонажи или реальные исторические прототипы. Законы мироздания работают неумолимо. И зритель, читатель, слушатель должен извлечь эту информацию из произведения искусства. А это работа. Это труд.
Но многими просмотр фильмов, чтение литературы воспринимается как отдых, как досуг, как наслаждение. Да, да! Так и говорят, рекомендуя посмотреть тот или иной фильм, прочитать новую книгу автора: Вы получите непередаваемое наслаждение!
Так получилось и с книгой Маргарет Митчелл. Так получилось и с фильмом. Книга стала бестселлером. За полгода (1936 год) было продано миллион экземпляров. С точки зрения нашего анализа, читатель проникся любовью к героине этого романа. Она стала примером для многих и многих американцев. Коммерческий успех книги несомненен. А вот чему научила героиня романа тех, кто так восхищался мужеством и стойкостью Скарлетт? Когда человеку что-то или кто-то нравится, то он делает это объектом для своего подражания. Символичный факт. По результатам опроса, цитата «Честно говоря, дорогая, мне наплевать» (англ. «Frankly, my dear, I don't give a damn») заняла второе место в списке самых любимых реплик кинозрителей.
Интересно отметить ещё один факт. В науке открытия происходят почти одновременно в разных географических точках планеты. Просто человечество созревает для того, чтобы ему приоткрылись какие-то тайны Вселенной. Так и с искусством, которое сродни науке. В искусстве предметом исследования является душа человека, состояние души общества, предвидение будущего цивилизации. Одновременно с романом Маргарет Митчелл в 1936 году выходят такие произведения, как "Жажда жизни" Ирвинга Стоуна (про Ван Гога), "Три товарища" Ремарка, "Жизнь Клима Самгина" Горького, "Рождённые бурей" Н.Островского. Все эти книги имеют много общего между собой. Они — отражение эпохи.
"Жажда жизни". Само название говорит о том, что человек страстно любит свою земную жизнь, погружен в неё с головой, живёт страстями, преодолеть которые не в силах. Таким был знаменитый художник. Таким было общество, которое воспитало его. Похоже на жизнь Скарлетт? Вполне.
"Три товарища". Всё тоже самое. Герои становятся участниками тяжёлой кровопролитной, иссушающей душу войны. Но в отличие от героини Митчелл, они пытаются в мирное время сохранить свою душу, не потерять своё внутреннее тепло, остаться людьми. Хотя тема "жажды жизни" присутствует и здесь, и во всех романах Ремарка. Его герои не могут преодолеть свою зависимость от ценностей этого мира. Хотя и ищут выход, пытаются спасти свою душу. Часто прибегают к помощи алкоголя.
"Рождённые бурей". И опять название говорящее. Буря — это стихия. Люди, рождённые стихией. Революция и Гражданская война в России — это слепая стихия, которая унесла жизни миллионов людей. Битва инстинктов. Она воспевалась большевиками, она возводилась в ранг романтики, эпоса. К чему привела эта драма, все мы хорошо знаем. Судьба самого Николая Островского оказалась трагичной. А его роман "Как закалялась сталь" стал на долгие десятилетия библией для многих поколений строителей коммунизма. Отдать всего себя без остатка делу революции — таким был и сам писатель.
И наконец, "Жизнь Клима Самгина". Произведение с очень созвучной "Унесённым ветром" судьбой. И очень схожим сюжетом. Для Горького оно было итоговым. Для Митчелл - единственным. Горький, как и Маргарет, писал книгу 10 лет. Она отразила жизнь героя на фоне исторической эпохи. Конечно, талант Горького как писателя несравненно выше английской романистки. Но в обоих этих произведениях мы можем проследить, как герои отказываются от своего единства с миром в пользу своей личной выгоды, в пользу своего благополучия, спасения своего Я. У Клима Самгина даже есть похожая фраза, которая проходит через всю его сознательную жизнь: "А был ли мальчик? Может мальчика-то и не было?" Он как бы отсекает от себя саму возможность каких-либо душевных переживаний, закрывает свою душу для страданий. Скарлетт это делает фразой "Я об этом завтра подумаю".
Итак, писатели 1936 года описывали своих героев, погруженных в пламя страстей человеческих. Такой была и эпоха, таким было и общество перед Второй мировой войной. Талантливый творец всегда это чувствует, предвосхищает события, предупреждает о них.
Несколько слов хотелось сказать и о судьбе самой Маргарет Митчелл, и о судьбе тех, кто связан был с этим её романом.
Маргарет Митчелл погибла в возрасте 48 лет в 1949 году. Её сбил автомобиль. Вивьен Ли, сыгравшая главную героиню романа в кино, умерла в возрасте 53 лет от туберкулёза. В течение своей творческой биографии она страдала от маниакально-депрессивного психоза. Этим же недугом был болен и Ван Гог. Жена Кларка Гейбла погибла в авиакатастрофе в 1942 году, после чего актёр опустился, начал пить, потом искал смерти на фронте, но выжил. Но снова подняться на вершину славы в кино уже не смог. Он умер в возрасте 59 лет. Английский актёр Лесли Говард (Эшли Уилкс) погиб на фронте в 1943 году. Его самолёт был сбит в бою. Актриса, сыгравшая няню Скарлетт, умерла от рака в возрасте 57 лет. Сценарист фильма за месяц до премьеры погиб в результате несчастного случая. И только актриса, сыгравшая положительную во всех отношениях героиню, жену Эшли, Мелани, жива до сих пор. Ей уже более 100 лет!
Для тех, кто осилит прочитать статью до конца, предлагаю небольшой бонус. Сравните сцену из фильма, которой завершается первая часть фильма с фотографией Статуи Свободы.
Подробнее https://7strannik.livejournal.com/115658.html?...