Сходил в "Октябрь" на фильм Nomadland, и было это хорошо весьма. Попробую набросать по пунктам, чем именно хорошо.
Во-первых, это фильм концептуальный. Создатели берутся доказать, что в эпоху зелёных экранов и облепленных датчиками супергероев с идеальными фигурами можно снимать "человеческое" кино - при этом с роскошными панорамами. И вполне в этом преуспевают.
Во-вторых, это кино не только человеческое, но и гуманистическое. Да, оно о "милости к падшим", о том, что "я - брат твой" итд.
В-третьих, это кино экспериментальное. Хлоя Джао и Френсис Макдормад убедительно рисуют мир, в котором есть место взаимовыручке и взаимной симпатии, но нет места либидо. И не только потому, что все его герои - откровенно пожилые. В кадре появляется молодый парень - такой же "бегун", героиня, естественно, спрашивает, есть ли у него девушка, он отвечает утвердительно, но таким образом, что у зрителя закрадывается сомнение - а ведает ли она о том, что чудак, пишущий ей письма со всей Америки, считает её своей девушкой.
И, наконец, это фильм спиритуальный. Слово "бегун" здесь не случайно. Подбно членам русской раскольничьей секты, современные американские номады ведут себя так не потому, что их "жизнь заставила", а наоборот - это их сознательное, и при том сугубо моральное решение распорядиться своими жизнями подобным образом - ибо жизни обычной они не приемлют.
А вот чего в фильме нет - так это пророчества о конце "нормальной" Америки - не Америки фургонов и натурального обмена старым хламом на обочинах, а Америки корпораций и бизнесов. Нужно очень захотеть, чтобы трактовать его подобным образом. Потому что на самом деле эти номады не самодостаточны, их Америка-2 просто не выживет без привычной нам Америки-1. Когда герой серьёзно заболевает, он мигом оказывается в современной больнице, где ему делают сложную операцию. А когда героине неожиданно надобится сумма, которую не заработаешь разом на мак-джобе, она, не обинуясь просит ее у сестры, которая замужем не просто за бизнесменом, а за представителем самого мерзкого и циничного бизнеса (здесь я с героиней Макдормад совершенно согласен) - за риэлтором. Потому что принципы - это прекрасно, но собственная машина на ходу для современного американского номада важнее. "Ты же знаешь, что я тебе отдам", - торжественно говорит Ферн, принимая у сестры толстый пакет с деньгами. Та молчит. Вероятно, знает уже по опыту, как та отдаст.
Так что если привычная нам Empire (так называется городок, в котором закрывается градообразующая гипсокартонная фабрика, после которой Ферн и пускается в бега) и обрушится, то едва ли от этих номадов. А фильм прекрасный.
Кстати, Fern - это не только откровенная анаграмма имени его главной звезды Френсис (Fran), но и папоротник: растение, которое не даёт цветов. Тоже, наверно, не случайное имя.
Подробнее https://viesel.livejournal.com/837493.html?m...