В кои веки решила поучаствовать во флэшмобе. Тема - "Любимый фильм". Проблема в том, что за долгие годы моей ЖЖ-шной жизни я рассказала уже о любимых фильмах. И о "Битве за Рим", и о "Туманных звездах Большой Медведицы", и о "Шуанах", и о "Дьенбьенфу". И тут я вспомнила. "Человек-амфибия". Именно эту ленту я могу назвать первым любимым фильмом. Заболела я им лет в 11, но еще до этого отлично знала, как его снимали. Дело в том, что у нас была и есть подшивка "Искателя" за 1960-1970-е годы. Печаталась там тогда масса интересного. И "Фаэты" Казанцева, и "Безумцы" Насибова, и фантастические рассказы Азимова и Бредбери, Кларка и Хайнлайна, "Робинзоны Космоса" Карсака и "Сокровище снегов" Рони... Но кроме того, много было и окололитературного материала: научно-популярные статьи, юморески и статьи о фильмах. Вот так я и узнала, что по моему любимому роману "Человек-амфибия" 20 лет назад (в ту пору было 20, точнее, 18) снят фильм. И загорелась.
Впервые я его смотрела с родителями в кинотеатре, название которого я сейчас не помню, на станции метро "Проспект мира". Но это было только начало. Всего в детстве я ходила на него 10 (ДЕСЯТЬ) раз. Понятно, что родителям вскоре надоело таскаться со мной на один и тот же фильм, поэтому вот как раз с 11 лет я одна в кино и хожу. Кстати, мне все эти 10 раз жутко не везло. Фильм показывали в черно-белом варианте. Была в СССР такая практика. Пленку, вишь, экономили. Поэтому всей вот этой красоты я не видела. Но фильм был настолько сильным, что однажды, когда Бальтазар вонзил кинжал в спину Зуриты, зал зааплодировал. Настолько зрители сопереживали героям.
Как вы понимаете, как многие девочки в СССР, я была влюблена в Ихтиандра. Ах, эти бездонные синие глаза... И голубой моей мечтой было увидеть Коренева вживую. Я даже в театр ходила, где он играл, но, как назло, попадала на его дублера. Что интересно, в XXI веке мечта эта таки осуществилась, но... я своего героя в гриме не узнала. Это была постановка пьесы Гауптмана "Перед восходом солнца" в электротеатре Станиславского.
Сейчас, когда мне давно уже нравится совершенно другой типаж мужчин, и внешность Коренева меня не колышит вообще от слова "совсем", я ясно вижу, что фильм снят великолепно. Он исключительно хорош со всех сторон. А это - большая редкость. Посудите сами. Захватывающая история про интересного и красивого героя есть? Есть. Роман Беляева и сам по себе неплох, а экранизация получилась просто крышесносная. Тишина моря и шум огромного густонаселенного города, дельфины и люди, сокровища морского дна и красоты приморских пейзажей, благородство бедняков и алчность властьимущих. Отличная режиссура с прекрасной проработкой характеров героев, как положительных, так и отрицательных есть? А как же! Причем персонажи - вовсе не дубовые манекены, а вполне себе люди. Злодей Зурита, на котором, казалось бы, клейма ставить негде, красив и храбр. Доктор Сальватор при всех его благих намерениях - мечтатель и прожектёр. Ну и так далее.
Яркие костюмы в латиноамериканском стиле? Дайте два. А вот то и вот то платьица Гуттиэре я и сейчас носить готова. Если влезу. Нет, я не толстая и вешу меньше, чем в школе. Но у меня 46 размер, а у Вертинской был... на глаз так 42 максимум. И еще она корсет носила. Но, боже мой, как она была хороша! Точеная фигурка, огромные миндалевидные глаза, лицо морской нимфы... Все же красивые актеры привлекают зрителей в кинотеатры не хуже интересного сюжета.
Музыка? Композитор Андрей Петров (а это уж точно "фирма"), поэты Ю. Друнина и С. Фогельсон. Эх! Песню о морском дьяволе помните? "Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно..." Это румба, кубинский танец. А у "Песни бродячего певца" был еще один куплет, который не звучит в фильме. Почему? Бог весть. Но Друнину я в детстве обожала и многие ее стихи наизусть знала. Вот он:
В бой с непогодой идет рыбак.
В бой один на один.
Рыбак напевает — как-никак,
Сейчас он себе господин.
Чайки кричат, мачты скрипят,
Привольно в дали морской.
Если рыбак не пришел назад,
Он в море нашел покой.
В общем, все на уровне. И даже пресловутая советская пропаганда в глаза не лезет и подается очень дозированно. Да, у Беляева Ольсен вовсе не был прогрессивным репортером и борцом за права рабочих. И ожерелье Гуттиэре нужно было отнюдь не для того, чтобы продать его и деньги отдать бастующим. Но - простим. Время было такое. Тем более что тут, как я уже сказала, все это неплохо вставлено в общую линию событий. Да и крестики герои (в Латинской Америке много католиков) носят, никаких проблем. А, казалось бы, "религия - опиум для народа" и все такое.
Есть ли у фильма минусы? Кро-о-о-ошечную промашку костюмеров я нашла. Вот, посмотрите. В то время, как Зурита одет исключительно стильно и правильно (шорты и топсайдеры на босу ногу), Ихтиандр щеголяет в сандалиях и высоких носках. И от этой картины у меня нынче кровавые слезы из глаз льются. Но, опять же, простим. В конце концов, модных иностранных журналов в ту пору в СССР было раз, два и обчелся.
А вообще фильм хорош невероятно, красив запредельно и, что редкость, отлично смотрится и в наше время. А ведь прошло 6 десятков лет.
Картинки с сайта https://www.kinopoisk.ru/.
#любимыйфильм
Подробнее https://catherine-catty.livejournal.com/1110391.h...
"Человек-амфибия", или Любимый фильм детства
2021-04-05 16:05:15