Сао Интхакин. Почему для тайцев столь важен городской столб
2021-04-15 12:04:32
Установка городского столба в Таиланде всегда являлась самой первой вехой в истории нового поселения. После церемонии его помещали в отдельный павильон и верили, что при должном отношении духи столба будут охранять жителей и нести только благость и процветание всем вокруг. Святилище в Чиангмае - один из наиболее понравившихся мне храмов Сиама.
По заглавной фотографии и в сравнении с предыдущими постами о храмах Чиангмая и даже Бангкока легко понять почему. Ведь достаточно небольшой по размерам павильон на территории храма Большой Ступы, Ват Чеди Луанг таит в себе потрясающие красочные фрески, но обо всём по порядку, а то я итак с козырей зашёл. Тем более помимо официальной версии о закладке городского столба в астрономически выверенное время, а именно в 4 утра 12 апреля 1296го года, королём Менграем существует ещё и мистическая легенда.
2.
Изначально столб установили в географическом центре будущего города, а затем Менграй уже стал строить Ват Чианг Ман, дворец себе, укреплённые крепостные стены и править развивавшимся и набиравшим силу королевством Ланна. До поры до времени дела у Менграя и его потомков шли замечательно, пока не пришли бирманцы и не захватили Чиангмай на пару столетий. Жители связывали столь печальные события с тем, что духов перестали задабривать, совершать ритуалы и делать подношения.
Так что когда в конце XVIII столетия принц Кавила отбил Чиангмай у бирманцев, то первым делом повелел перенести городской столб из обветшавшего маленького храма в новое святилище рядом с полуразрушенной большой чеди. Вдобавок он посадил три больших дерева рядом и местное верование гласит, что когда падёт ближайшее к святилищу дерево, тогда снова падёт и Чиангмай.
Мимо небольшого здания недалеко от главного входа можно по незнанию и пройти, если не разглядеть через входной портал изумительные фрески. Однако зайти внутрь и посмотреть на саму святыню могут лишь мужчины. Чокнутые феминистки с транспарантами и волосатыми подмышками, не те, что за равноправие гражданских свобод мужчин и женщин, а с поехавшей кукухой, при входе не стоят и подписать петицию не просят. А суть запрета как раз, чтобы им раздуть скандал, и написана рядом. Дескать, у женщин случаются месячные, оттого они не чистые, и духам это не нравится.
3.
Легенда же не привязывается к конкретной дате и отправляет нас в далёкие времена, когда на территории Чиангмая до прихода Менграя проживала народность лава, одолеваемая злыми духами, приносившими сплошные несчастья и невзгоды. Тогда на помощь лава пришёл бог Индра и создал три колодца: с золотом, с серебром и драгоценными камнями. Разделив их поровну между девятью кланами, Индра следом повелел назвать новый город Нопабури в честь кланов ("ноп" = девять).
4.
Люди лава приходили к этим магическим колодцам, извлекали золото, серебро и драгоценные камни, продавали и на вырученные деньги улучшали качество своей жизни, исполняли свои давние желания, следуя наставлениям Индры - не поддаваться алчности, использовать богатства только в благих целях. Росло благосостояние народа лава и новый город процветал.
5.
Однако, слава о процветающем Нопабури быстро распространилась по миру, и соседние народы и царства тоже возжелали халявы и лёгкой наживы и стали собирать войска, чтобы захватить город и получить контроль над источниками, как им казалось, безграничного богатства. Кто ж не захочет черпать золотишко хоть каждый день из бездонного колодца?
6.
Лава испугались, что их праведному и комфортному образу жизни вот-вот придёт конец и попросили святого человека обратиться к Индре за помощью. Бог услышал их молитвы и повелел двум гигантам перенести священный столб Интхакин ("Интха" - Индра, "кин" - столб) с небес в центр Нопабури. Когда в город вошли вражеские войска, магическая сила столба обратила их в торговцев.
7.
Новоявленные торговцы обратились к людям лава с просьбой поделиться частичкой своего несметного богатства. Те ничего не имели против при условии, что новые соратники станут верны заветам Индры и будут исповедовать те же добродетели, что и все остальные жители Нопабури, не впадая в помешательство от источников безграничного богатства. Часть согласилась, другие же не желали жить честно и мирно в согласии и равноправии. Сей факт очень разозлил гигантов-хранителей, и они забрали столб Интхакин обратно на небо.
8.
Без священного столба чудодейственные силы колодцев стали угасать, и люди начали страдать от непривычного недостатка еды и товаров, да и злые духи снова активизировались, сея многочисленные бедствия. Уважаемый монах сделал предсказание, что при таком течении дел через несколько лет город опустеет и будет полностью разорён. Тогда полные страха за своё будущее жители обратились к тому монаху с призывами о помощи.
9.
Монаху удалось своими молитвами привлечь внимание Индры. Бог посоветовал изготовить большой металлический котёл, поместить в него фигурки всех известных животных, каждой твари по паре, а также фигурки мужчин и женщин из разных кланов, закопать его под землю, а сверху водрузить реплику небесного Интхакина. И если люди лава станут относиться с почтением к столбу, то и снова станут жить счастливой жизнью, и Нопабури будет пребывать в мире и процветании. И с той поры и до сегодняшнего дня Чиангмай не знает катастроф.
10.
И раз в год в Чиангмае проводится фестиваль, посвященный городскому столбу Интхакину, чтобы задобрить и без того умасленных духов, если те опять надумают чинить препятствия жизни горожан.
11.
Легенда легендой, а хотелось бы и сюжеты с фресок описать приблизительно, только тут моей эрудиции не хватает, а поисковики ничего путного не предлагают. Поиск по картинкам выдаёт стоковые фотографии с описанием вроде "Ancient frescoes in Sao Inthakin city pillar shrine in Chiang Mai, Thailand". Тайские туристические сайты, обычно выручавшие ранее, безмолвствуют, далеко не всегда пересказывая легенду о происхождении одного из самых важных городских артефактов.
12.
Когда написаны фрески, кто изображён - установить не удалось. Рискну предположить, что изображены сюжеты из народного эпоса "Рамакиен", истории из жизни правителей Чиангмая. Даже бог Индра на слоне нигде на самом видном месте не изображён, зато видны и три колодца, и два гиганта с палицами, что якшами зовутся. И по сравнению со многими другими посещёнными храмами в Чиангмае внутри более-менее яркий свет, чтобы вытянуть детали из снимков при обработке. Особо мне понравились воины на синем фоне на контрасте с красными резными окнами.
13.
14.
15.
16.
17.
Святилище городского столба Сао Интхакин оказалось при крошечных размерах слишком важным и слишком красивым, чтобы добавлять эти снимки в пост про храм Ват Чеди Луанг, на территории которого оно находится.
18.
А тайским туристическим сайтам пожелаю расширить свою информативность, чтобы путешественники-искатели вроде автора смогли глубже разбираться и лучше исследовать тайскую культуру. Потому что я бы с удовольствием расписал подробно, как делал это в постах про тибетские и непальские буддийские храмы, например.
19.
20.
Чиангмай называют городом тысячи храмов, и какими увидел ещё несколько из них, я покажу в следующих заметках. Благо, что в каждом из тех, что я посетил, есть своя уникальная особенность, как в плане архитектуры, так и важности реликвии или прочих объектов. Не делать же глупый поверхностный пост "ТОП-5 храмов Чиангмая" с парой-тройкой фотографий на каждый ват и несколькими строчками, скопированными напрямую из русской википедии. Никакой ватомании на минималках, играем по-крупному. Keep it locked!
Другие посты о Чиангмае:
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
По заглавной фотографии и в сравнении с предыдущими постами о храмах Чиангмая и даже Бангкока легко понять почему. Ведь достаточно небольшой по размерам павильон на территории храма Большой Ступы, Ват Чеди Луанг таит в себе потрясающие красочные фрески, но обо всём по порядку, а то я итак с козырей зашёл. Тем более помимо официальной версии о закладке городского столба в астрономически выверенное время, а именно в 4 утра 12 апреля 1296го года, королём Менграем существует ещё и мистическая легенда.
2.
Изначально столб установили в географическом центре будущего города, а затем Менграй уже стал строить Ват Чианг Ман, дворец себе, укреплённые крепостные стены и править развивавшимся и набиравшим силу королевством Ланна. До поры до времени дела у Менграя и его потомков шли замечательно, пока не пришли бирманцы и не захватили Чиангмай на пару столетий. Жители связывали столь печальные события с тем, что духов перестали задабривать, совершать ритуалы и делать подношения.
Так что когда в конце XVIII столетия принц Кавила отбил Чиангмай у бирманцев, то первым делом повелел перенести городской столб из обветшавшего маленького храма в новое святилище рядом с полуразрушенной большой чеди. Вдобавок он посадил три больших дерева рядом и местное верование гласит, что когда падёт ближайшее к святилищу дерево, тогда снова падёт и Чиангмай.
Мимо небольшого здания недалеко от главного входа можно по незнанию и пройти, если не разглядеть через входной портал изумительные фрески. Однако зайти внутрь и посмотреть на саму святыню могут лишь мужчины. Чокнутые феминистки с транспарантами и волосатыми подмышками, не те, что за равноправие гражданских свобод мужчин и женщин, а с поехавшей кукухой, при входе не стоят и подписать петицию не просят. А суть запрета как раз, чтобы им раздуть скандал, и написана рядом. Дескать, у женщин случаются месячные, оттого они не чистые, и духам это не нравится.
3.
Легенда же не привязывается к конкретной дате и отправляет нас в далёкие времена, когда на территории Чиангмая до прихода Менграя проживала народность лава, одолеваемая злыми духами, приносившими сплошные несчастья и невзгоды. Тогда на помощь лава пришёл бог Индра и создал три колодца: с золотом, с серебром и драгоценными камнями. Разделив их поровну между девятью кланами, Индра следом повелел назвать новый город Нопабури в честь кланов ("ноп" = девять).
4.
Люди лава приходили к этим магическим колодцам, извлекали золото, серебро и драгоценные камни, продавали и на вырученные деньги улучшали качество своей жизни, исполняли свои давние желания, следуя наставлениям Индры - не поддаваться алчности, использовать богатства только в благих целях. Росло благосостояние народа лава и новый город процветал.
5.
Однако, слава о процветающем Нопабури быстро распространилась по миру, и соседние народы и царства тоже возжелали халявы и лёгкой наживы и стали собирать войска, чтобы захватить город и получить контроль над источниками, как им казалось, безграничного богатства. Кто ж не захочет черпать золотишко хоть каждый день из бездонного колодца?
6.
Лава испугались, что их праведному и комфортному образу жизни вот-вот придёт конец и попросили святого человека обратиться к Индре за помощью. Бог услышал их молитвы и повелел двум гигантам перенести священный столб Интхакин ("Интха" - Индра, "кин" - столб) с небес в центр Нопабури. Когда в город вошли вражеские войска, магическая сила столба обратила их в торговцев.
7.
Новоявленные торговцы обратились к людям лава с просьбой поделиться частичкой своего несметного богатства. Те ничего не имели против при условии, что новые соратники станут верны заветам Индры и будут исповедовать те же добродетели, что и все остальные жители Нопабури, не впадая в помешательство от источников безграничного богатства. Часть согласилась, другие же не желали жить честно и мирно в согласии и равноправии. Сей факт очень разозлил гигантов-хранителей, и они забрали столб Интхакин обратно на небо.
8.
Без священного столба чудодейственные силы колодцев стали угасать, и люди начали страдать от непривычного недостатка еды и товаров, да и злые духи снова активизировались, сея многочисленные бедствия. Уважаемый монах сделал предсказание, что при таком течении дел через несколько лет город опустеет и будет полностью разорён. Тогда полные страха за своё будущее жители обратились к тому монаху с призывами о помощи.
9.
Монаху удалось своими молитвами привлечь внимание Индры. Бог посоветовал изготовить большой металлический котёл, поместить в него фигурки всех известных животных, каждой твари по паре, а также фигурки мужчин и женщин из разных кланов, закопать его под землю, а сверху водрузить реплику небесного Интхакина. И если люди лава станут относиться с почтением к столбу, то и снова станут жить счастливой жизнью, и Нопабури будет пребывать в мире и процветании. И с той поры и до сегодняшнего дня Чиангмай не знает катастроф.
10.
И раз в год в Чиангмае проводится фестиваль, посвященный городскому столбу Интхакину, чтобы задобрить и без того умасленных духов, если те опять надумают чинить препятствия жизни горожан.
11.
Легенда легендой, а хотелось бы и сюжеты с фресок описать приблизительно, только тут моей эрудиции не хватает, а поисковики ничего путного не предлагают. Поиск по картинкам выдаёт стоковые фотографии с описанием вроде "Ancient frescoes in Sao Inthakin city pillar shrine in Chiang Mai, Thailand". Тайские туристические сайты, обычно выручавшие ранее, безмолвствуют, далеко не всегда пересказывая легенду о происхождении одного из самых важных городских артефактов.
12.
Когда написаны фрески, кто изображён - установить не удалось. Рискну предположить, что изображены сюжеты из народного эпоса "Рамакиен", истории из жизни правителей Чиангмая. Даже бог Индра на слоне нигде на самом видном месте не изображён, зато видны и три колодца, и два гиганта с палицами, что якшами зовутся. И по сравнению со многими другими посещёнными храмами в Чиангмае внутри более-менее яркий свет, чтобы вытянуть детали из снимков при обработке. Особо мне понравились воины на синем фоне на контрасте с красными резными окнами.
13.
14.
15.
16.
17.
Святилище городского столба Сао Интхакин оказалось при крошечных размерах слишком важным и слишком красивым, чтобы добавлять эти снимки в пост про храм Ват Чеди Луанг, на территории которого оно находится.
18.
А тайским туристическим сайтам пожелаю расширить свою информативность, чтобы путешественники-искатели вроде автора смогли глубже разбираться и лучше исследовать тайскую культуру. Потому что я бы с удовольствием расписал подробно, как делал это в постах про тибетские и непальские буддийские храмы, например.
19.
20.
Чиангмай называют городом тысячи храмов, и какими увидел ещё несколько из них, я покажу в следующих заметках. Благо, что в каждом из тех, что я посетил, есть своя уникальная особенность, как в плане архитектуры, так и важности реликвии или прочих объектов. Не делать же глупый поверхностный пост "ТОП-5 храмов Чиангмая" с парой-тройкой фотографий на каждый ват и несколькими строчками, скопированными напрямую из русской википедии. Никакой ватомании на минималках, играем по-крупному. Keep it locked!
Другие посты о Чиангмае:
Ват Чеди Луанг. Храм большой ступы | Ват Пхра Сингх. Главный городской храм | Чем живёт тайский Новгород? |
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Подробнее https://sasha-lotus.livejournal.com/333753.html...