Девятое мая для моего блога не просто дата. Босиком не воюют. Только в мирное время возможно все это — путешествия, разные города, да даже просто пойти погулять по лесу. Я принадлежу к поколению, не знавшему войны. Но когда идешь по весенней тропинке, слушаешь звуки проснувшегося леса, особенно остро чувствуется, насколько хрупким может быть этот мир.
Уже не первый год сначала в социальных сетях, а потом и в блоге 9 мая я выкладываю рисунки из альбома Бориса Николаевича Дрыжака. Настало время рассказать, как появилась эта традиция.
Одним из тех, кто научил меня профессии, помог стать настоящим специалистом в своем деле, был и остается Владимир Борисович Дрыжак. Когда я еще учился в университете, много вечеров мы проводили в его мастерской со стареньким осциллографом. Рисовали схемы, разводили печатные платы, паяли, отлаживали. Не раз и не два засиживались чуть не до утра.
В один из таких вечеров Владимир Борисович и познакомил меня с отцом. Человеком необычной судьбы и необычной профессии — военным художником.
После нескольких лет знакомства Борис Николаевич подарил мне свой альбом «Опаленные войной», где напечатаны рисунки, сделанные прямо на фронте или восстановленные по зарисовкам тех лет.
Этот альбом я бережно храню. И после того, как Борис Николаевич ушел от нас, каждый год в День Победы достаю, перелистываю альбом и вспоминаю.
Борис родился и рос в селе Нижняя Покровка Сараттовской области. Рисовать любил, но специально не учился — негде было, да и некогда.
В 1944 году многие его сверстники уходили на фронт добровольцами. И Борис тоже решил записаться в Вольское авиационно-техническое училище. Но в то время ему еще не исполнилось семнадцать лет, и он прибавил себе полгода в возрасте.
В училище обман обнаружили, но домой возвращать не стали. Как раз в это время по воинским частям стали отбирать солдат со способностями к рисованию — в команду специального назначения. И Борис попал в их число.
Задачей отряда было обнаружение и захват секретных немецких заводов, а также изучение и фиксация технических деталей военных разработок.
Так через два месяца службы сержант Борис Дрыжак в составе Второй танковой армии генерала Рыбалко был направлен в особую фронтовую командировку — в Европу.
Но рисовал Борис не только сопла ракет, станки и лаборатории. Он старался запечатлеть то, с чем сталкивался каждый день — лица товарищей, фронтовые будни, эпизоды боя. Рисунки заменяли Борису дневники. Именно тогда, на войне, у семнадцатилетнего самоучки по-настоящему ярко раскрылся талант графика.
Победу Борис Дрыжак встретил в Науэне, в сорока километрах от Берлина. Но война для него на этом не закончилась. Через всю страну Борис с товарищами ехали на Дальний восток. В захваченной японцами Маньчжурии спецкоманда должна была ликвидировать центр по производству бактериологического оружия.
После ликвидации Чунцинского центра, за день до капитуляции Японии, 18 августа 1945 Борис и медсестра Люда Молчанова подорвались на мине. Девушка погибла сразу. Контуженного и раненого в ноги Бориса нашли друзья. На целых полгода госпиталь стал его домом.
В 1978 году майор запаса Дрыжак перенес инсульт, сказалась старая контузия. Чтобы разрабатывать парализованную правую руку, снова взялся за карандаш. Постепенно стал восстанавливать забытые было умения и навыки.
Многие графические работы выполнял по найденным на чердаке родного дома эскизам и наброскам военных лет. Так появилась серия рисунков, которую сам Борис Николаевич называл реконструкцией памяти.
В 1995 году Борис Николаевич Дрыжак переехал к сыну в Железногорск. Здесь нам и довелось встретиться.
Уже больше десяти лет Бориса Николаевича нет с нами. Но его работы и память о войне, запечатленная в них, останется навсегда.
Подробнее https://igor-zim.livejournal.com/91943.html?m...