Итак, первая категория советских военных фильмов строилась по одной схеме. Сверхчеловеки Сталин, Жуков и Рокоссовский склоняются над картой, некоторое время размышляют, потом принимают решение. Сталин некоторое время колеблется – не будут ли солдатские жертвы слишком большими? Но Жуков твердо говорит «Надо наступать,товарищ Сталин!» и сверхчеловеки манием руки на фрицев двигают полки. Действие перебрасывается на уровень солдат-лейтенантов, все полны решимости умереть ради исполнения приказа высшего командования, дальше начинается бах-барабах, честь стаффажных фигурок героически гибнет, остальные побеждают и кричат «ура».
В общем, это оккультные фильмы, показывающие действия могущественных волшебников, но... это плохой оккультизм. Магические действия воспроизведены неточно. Хуже всего то, что советские генералы и маршалы брежневских времён уверовали в показанную в фильмах магию, решили, что это и есть война, и принялись воспроизводить в реальности увиденное в кино. И были страшно удивлены, когда выяснилось, что война в Афганистане совсем непохожа на войну в киноэпопее «Освобождение».
Однако была и другая, более интересная, разнообразная категория фильмов о войне. Это были фильмы о людях на войне. Отличие от западного кино заключалось в том, что предметом показа и анализа была война, а не люди. Люди были служебным элементов во всех этих фильмах, и в хороших и в плохих. Исключения – когда в центре картины оказывался человек - были редчайшие.
На Западе фильмы о войне тоже были. Более того, такие фильмы и появились-то на Западе («На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, то есть, Лейбы Мильштейна из Кишенёва) и совершенную форму они тоже обрели на Западе («Великая иллюзия» Ж.Ренуара, «Тропинки славы» Ст.Кубрика, «M.A.S.H.» Р. Олтмена). Но таких фильмов было мало и каждый режиссёр заново изобретал формулу фильма.
Но в советском кино были лекала, линейки, стереотипы, стандартно использовавшиеся при создании военных фильмов, причём кто-то делал стандартную продукцию, а кто-то пытался спорить с каноном. Например, существовал канон «сына полка», представленый как экранизацией одноимённой повести Валентина Катаева, так и приключенческим фильмом «Это было в разведке»... Можно вспомнить другие фильмы, их было много, но мне лень припоминать их точные названия... Андрей Тарковский взял стереотип подобных фильмов про «солдатёнков» и вывернул его в трагическое «Иваново детство». Позже он не любил этот свой самый прославленный и, наверно, лучший фильм, потому что слишком ясно видел его связь со стандартными клише советского военного кино.
Большинство «фильмов про войну» было сосредоточено на поиске ответа на вопрос «как правильно умереть за Родину» и в вариациях умирания недостатка не было. Надо ли вообще умирать за Родину – этот вопрос в фильмах не ставился, напротив, делалось всё возможное, чтобы этот вопрос не возник у зрителя. На зрителя катилось колоссальное колесо Судьбы, для персонажей фильма всё всегда было предопределено, так что выбора не было. Само желание остаться в живых подавалось в этих фильмах – как в хороших, так и в плохих – исключетельно в форме предательства. Если персонаж выживал, то обязательно за счёт героической гибели другого персонажа. Причём довольно часто это подавалось в мистической форме. Например, так было в «Летят журавли»: благородный русский Борис погибает, чтобы жил хитрый еврей Марк – антисемитский выпад достался прекрасному фильму от довольно мерзкой пьесы Розова "Вечно живые".
Фильмы про «людей на войне» были разнообразы. Это были мелодрамы («А зори здесь тихие», «Отец солдата», «Нам не дано предугадать»), вестерны («Проверка на дорогах», «Двое в степи», «Мерседес уходит от погони»), экзистенциальные драмы («Восхождение», «Летняя поездка к морю», «Факт»), мистические трипы («Баллада о солдате», «Сошедшие с небес», «Был месяц май»), комедии, даже музыкальные («В бой идут одни старики», «Дачная поездка сержанта Цыбули»), пацифистские манифесты («Мир входящему», «Последний форт»), дивертисменты («Иди и смотри», «Они сражались за Родину») и киноповести («Солдаты»). Но самое интересное в этих сотнях фильмов было то, что в них не рассказывалось, как персонажи этих фильмов стали такими, какие они есть. У них у всех было обрублено прошлое. Они родились «двадцать второго июня, ровно в четыре часа». Даже если возникали какие-то ретроспекции, на манер «Судьбы человека», что-то понять из них было невозможно, социальность была вычеркнута начисто.
Исключения из этого правила были единичные. Прошлое имела трагическая Вероника из «Летят журавли», главный герой «Пороха» Аристова – мелкий советский начальник, ничтожество, ставшее героем и спасителем тысяч людей почти непроизвольно, фантазёр Женя из смешной и страшной комедии Мотыля и безумный мальчишка в «Ивановом детстве» Тарковского. Плюс, все герои фильмов «Проверка на дорогах» и «Двадцать дней без войны». Остальные киногерои даже самых лучших фильмов были масками комедии дель-арте и потому их подвиги и смерти воспринимались советскими зрителями достаточно отстранённо, как правила игры.
Количество советских «фильмов про войну» колоссально. Да, среди них есть шедевры и совершенно уё...щные фильмы, но все они интересны по своим тенденциям, оригинальны (своеобычны) по эстетике и весьма поучительны. По-моему, нет ни одного фильма этого жанра, который не заслуживал бы просмотра.
Мой личный рейтинг советских фильмов про войну (только послесталинское кино):
1. «Порох», В.Аристов
2. «Двадцать дней без войны», А.Герман
3. «Торпедоносцы», С.Аранович
4. «Иваново детство», А.Тарковский
5. «Проверка на дорогах», А.Герман
6. «Воскресный день в аду», В.Жалякявичус
7. «Летят журавли», М.Калатозов
8. «На войне как на войне», В.Трегубович
9. «Нам не дано предугадать», О.Наруцкая
10. «Женя, Женечка и «катюша», В.Мотыль
Остальные фильмы, даже с очень сильными актёрскими работами, даже с очень сильными сценариями, такие, как «Мы смерти смотрели в лицо» с Олегом Далем по повести Ю.Яковлева «Балерина политотдела», провисают в плане режиссуры. Или, вот ещё: есть замечательные фильмы, которые я высоко ценю, фильмы, показывающие период войны, но не саму войну и говорящие, в сущности, о другом. Это «Восточный коридор» Виноградова, фильм о подполье в оккупации, и «Джамиля» Ирины Поплавской, фильм о любви, одна из лучших историй любви.
Подробнее https://alexander-pavl.livejournal.com/228615.ht...
Лучшие и худшие советские фильмы о войне 2
2021-05-14 10:03:09