Я сейчас читаю книгу Джона Бергера "Искусство видеть", про которую написано прямо на обложке: "Одна из самых влиятельных и обсуждаемых книг об искусстве. Впервые на русском". Очень быстро становится понятно, почему. Провокационная, субъективная, смелая, поднимающая фундаментальные вопросы. Мне не хватает структуры (чувствуется гуманитарное образование автора), но все равно интересно!
В первом эссе там утверждается, что роль искусства сильно трансформировалась в эру воспроизводства. Что искусство утратило былое влияние и власть: человек, глядя на оригинал картины, воспринимает ее лишь в ключе виденных ранее многочисленных репродукций, или ее баснословной стоимости, или каких-то слов и объяснений гидов - часто об истории, каких-то тонкостях техники. А тот первоначальный смысл, что вкладывал автор, уже мало кого волнует.
В конце эссе заявляется: "Однако очень мало кто осознает происшедшее, поскольку средства воспроизводства изображений практически все время используются для того, чтобы поддерживать иллюзию, что ничего не изменилось (...)
Если бы новый образный язык использовался иначе, он бы, непосредственно в ходе своего использования, создал новый вид силы. С его помощью мы могли бы точнее описывать свой опыт в тех сферах, которые неадекватно описываются словами. (Зрение первичнее слов.) И речь идет не только о личном опыте, но также и о важнейшем историческом опыте наших отношений с прошлым, то есть об опыте поиска смысла нашей жизни и о попытках понять историю, действующей силой которой мы можем стать".
В следующем эссе еще более любопытная тема: образ женщины в искусстве. Многочисленными примерами подтверждается: женщина нагая не для себя, а для зрителя. Вся ее поза, ее взгляд - для смотрящего, главную роль играет мужчина, который смотрит на картину. И так в 99% случаев, за исключением редких шедевров (хвала небесам, "Даная" Рембрандта среди них).
Там совсем юморно было (воспользуюсь ночным временем):
"Абсурдность этой лести мужчин самим себе достигла апогея в монументальной академической живописи XIX века. Государственные мужи и деловые люди вели споры о политике и бизнесе под картинами вроде "Ореад" Бугро. Когда кто-то из них чувствовал, что его побеждают, он поднимал глаза, ища утешения. То, что он видел, напоминало ему о том, что он - мужчина".
Ну еще бы, не была обсуждаемой! )))
Подробнее https://o-berezinskaya.livejournal.com/966569.ht...
Джон Бергер "Искусство видеть"
2021-05-19 13:03:10