К примеру здесь можно посмотреть разную фантастику в онлайн кинотеатре.
Всё-таки удивительно, почему? Почему практически вся фантастика того времени была таким отстоем?
Не из-за картинки. Такое ощущение, что создатели фильмов вообще не представляли, как показать масштаб. Я посмотрел, ну, скажем, десяток "научно"-фантастических фильмов 50-х. Мистику и что-то типа фэнтези в расчёт не беру, там всё иначе. Более-менее неплохо получаются фильмы, где главной является камерная линия человеческого, социального, "отношений". Например, очень неплох был французский фильм "Гару-Гару проходящий сквозь стены" (1951). Из фантастики там - всего-то лишь то, что понятно из названия. Фантдопущение служит исключительно для яркого раскрытия персонажей, игры, отношений, развития личности.
...Кстати, фильм производства ФРГ "Человек проходит сквозь стену" 1959, сделанный восемью годами позже - существенно слабее. Мне так показалось. Хотя я вообще не понимаю немецкое кино. Оно какое-то... как деревянное. Впрочем, не специалист, не раскушал...
Совершенно ужасны голливудские фильмы этого времени, где некто летит в космос или некто прилетает из космоса. Пожалуй, единственное симпатичное исключение в этом ряду: "Запретная планета" 1956 года. Он простенький, с простым же сюжетом, но ладно подогнанным, без вылезающих, как иголки из мешка, несообразностей, логических, психологических и прочих. Там есть соразмерность замысла и реализации, там нет каши из удачных и провальных картинок, примитивного пафоса и т. д. Зато там есть хорошо выраженная романтическая линия и весьма и весьма сногсшибательная героиня (которая действительно ого-го, а не как обычно пародии на самую дурную пор... - знаете, все эти страшенные "красотки" в бронелифчиках, от одного взгляда на которых моментально заработаешь импотенцию).
Кстати, отдельная тема: примета кинофантастики середины 20-го века - обязательная, но отвратительно сделанная (позорно, я бы сказал!) романтическая примочка. К главному герою (мужику) непременно пристёгнута симпатично-невзрачная спутница, чья роль всегда состояла в том, чтобы хлопать глазками, испуганно смотреть, задавать вопросы в паузах и бегать следом за героем, а также быть периодически вытаскиваемой из различных воронок и завалов. Что, конечно, ужасно, потому что во многих других фильмах того времени роль женщин была уже куда приличнее, а то и явно круче (сравните, например, "Король и я" 1956 года!)
В фантастике того времени господствовали какие-то дремучие понятия. И нет, не в научном, не в футурологическим смысле, если бы... Такое ощущение, что берясь за фантастику, киношники попросту переставали понимать, как строить сцены, сюжет, вообще переставали понимать что либо! Собственно, на этот пост меня сподвигла последняя капля - фильм "Война миров" (1953). Поразительно позорный фильм, при том, что его создатели честно попытались сделать зрителям красиво. Более тупого и бестолкового фильма представить себе сложно. Всё худшее, что может быть в американском фантастическом боевике... ну, разве что без учёта самых последних веяний. Герои там всё же довольно приятные люди. В начале им пытаешься симпатизировать, но получается плохо. Девушка, которая типа молодой учёной, внезапно по ходу сюжета оказывается "чисто чтоб было". Всё, что она делает - это кричит от страха, морщит лицо от ужаса (словом, всячески вызывает сочувствие у зрителей) и подвергается регулярным спасениям от своего спутника, тоже учёного, но большого и настоящего (который, впрочем, тоже... а, ладно). Возможно, где-то ближе к концу она ему там в чём-то слегка даже помогает, но я не уверен - смотреть ЭТО стало так невыносимо, что я просто проматывал.
Апокалипсис показан чрезвычайно примитивно. Опять же, не в визуальном смысле. Киношники совершенно не умели продумывать ни порядок действий на различных уровнях цивилизации - ни хаос на тех же уровнях. Такое ощущение, что им в этих вещах напрочь отказывало воображение. Хуже того, судя по большинству фильмов конца 20-го - начала 21 века в этом смысле мало что изменилось. Разрушения, взрывы, пафосные сцены совещаний мировых правительств, пафосные лица начальников всяческих пентагонов и генсеков ООН, бегущие толпы, видные учёные, журналисты, освещающие все события с разных концов Земли в формате HD в то время, когда уже ни о какой устойчивой связи и ем более об Интернете речи быть не может... нет-нет, я не буду разбирать бредовость 99% таких фильмов - это надо делать покадрово для каждого случая, а зачем? Просто примите это: на экране нам показывают лютейший бред, главная проблема которого даже не в том, что так быть не может, а в том, что так быть не может даже в кино. Иначе говоря, там нет не только правды жизни, там нет даже той иллюзии, которая призвана замещать правду, логику и всё остальное на экране. Проблема происходит от того, что авторы такого кино в принципе не имеют понятия о том, как надо показывать масштаб. А ведь это довольно просто. Я не буду сейчас всё разбирать, достаточно сказать, что первые удачные попытки были уже в немом кино, были наработки, например, в военной драме "Ангелы ада" 1930 года атака дирижаблей уже довольно хорошо передаёт накал и драматизм, эпику, пафос... И вот, спустя более чем 20 лет опыт забыт, вместо бьющего по нервам движения ночных демонов неба - мы видим какие-то раскрашенные погремушки с глазиками, пыркающие какими-то тухлыми лучами... куда всё подевалось?!
Создатели НФ-фильмов 50-х как будто напрочь теряют понятие о способах построения драматизма. Тогда как всё, что от них требовалось - это посмотреть парочку фильмов старшего поколения и сделать хотя бы вполовину так же хорошо. Но нет...
Об остальных фильмах НФ их этого ряда я и рассуждать не стану. Отчасти потому, что банально не записывал их названия. Например, какой-то фильм, где лётчик на реактивном самолёте попадает в будущее, на Землю, поражённую какой-то страшной эпидемией, все люди стали мутантами, неспособными размножаться. Герой знакомится с девушкой, дочерью какого-то правителя, которая глухонемая, но единственная, кто может иметь детей. Их хотят поженить, но герой предпочитает убежать в прошлое, чтобы предотвратить эпидемию, спасти человечество, отменив при этом тех людей и ту девушку... Впрочем, девушку он хочет забрать с собой, но по ходу дела её убивают. Герой возвращается, однако превращается в глубокого старика из-за временнЫх переходов. Занавес.
...Фильм, кстати, не самый плохой. А знаете, почему? Потому что в нём не было попытки изобразить масштаб. При всём своём НФ-размахе - он очень камерный. Камерные фильмы у них получались всегда лучше. А вот романтическая линия, как обычно, слишком примитивна. И это раздражает. Ну, понимаете, либо вы делаете её полноценной - либо не делаете вовсе. Совать это всё "для приманки"... Эх... Печалька. Раньше это делали для приманки - теперь для политкорректности. Гармоничных романтических тем в кинофантастике всегда было кот наплакал. Героиня в качестве приложения к герою, морковки перед его мордой - или героиня в качестве отметки для торжествующего феминизма. А просто, чтобы было хорошо, не? Ну вот почему та же Ния в "Терниях" была полновесной героиней, не чтобы герою было на кого глаз положить и не чтобы женщины не чувствовали себя ущемлёнными, а вот просто чтобы хорошо...
...Вспоминается ещё фильм "Оно пришло из далёкого космоса" 1953 года. Вещь, кстати, по сценарию Брэдбери, но тоже с какой-то непонятно для чего там пристёгнутой девушкой... то есть, именно что понятно, но... ни девушка, ни Брэдбери фильм интересным не сделали. Даром, что тоже камерный. Но он, по-моему, просто скучен. Там, если не забыл, разрабатывается одна-единственная, довольно простая идея, которой, самой по себе, для хорошего фильма банально оказалось мало.
...И вот пытался вспомнить фильм, о котором я писал ещё в декабре - правда, он оказался фильмом 60-х. "Фантастическое вторжение на планету Земля" 1966. Я почему его упомянул сейчас - мне тогда казалось, что фильм довольно средненький, а сейчас, посмотрев несколько совсем слабых, 50-х годов, я склонен полагать, что "Фантастическое вторжение" был всё-таки довольно приличным. Там два важных момента можно выделить прям сразу. Во-первых, весь фильм пронизан какой-то мистической сюрностью, дыханием чего-то непознаваемого, непостижимого, реально Иного. Весь фильм пронизан напряжением, саспенсом, ожиданием, тревогой, надеждой. И да, инопланетяне и катастрофы там не показаны (или почти не показаны) - но там этого и не нужно. Подробнее писать не буду, этот фильм (опять же, на фоне многих других) вполне можно рекомендовать к просмотру, так что сохраню загадку.
А второе, про этот же фильм - там таки девушка играет реальную роль. В смысле, не просто для красоты, чтоб мужику было к чему приложиться. Самое интересное - она там, в общем-то, почти ничего и не делает. То есть, вот точно так же боится, сомневается, иногда ноет, иногда подбадривает... но! Она там именно что полноценная половинка. Без неё не было истории, без неё не было бы и героя-мужчины. Вот без спутницы главгероя в "Войне миров" практически ничего бы не изменилось - ну, подправили бы там какую-нибудь сюжетную мелочь... А в "Фантастическом вторжении" героиня составляет гармоническую половинку жизни. Да и играет нормально... ой, я же забыл сказать - игра героини в "Войне миров" - это тоже отдельный кошмар, но тут, так сказать, чего и ждать-то...
Подробнее https://alfare.livejournal.com/1002601.html?m...
Космическая и катастрофическая фантастика Голливуда середины 20-го века
2021-07-31 16:02:49