Мне доводилось замечать, как нелепо иногда "звучат" писательницы-женщины, когда пытаются слишком глубоко проникнуть во внутренний мир мужчин (Айрис Мердок). А насколько хорошо знают мужчины женщин?
Перечитав недавно "Евгения Онегина", я нашла, что Пушкин все же несколько переборщил в том, что касалось Татьяны и ее письма к Онегину. Одни вещи вызывают понимание, другие кажутся перебором.
По мнению Константина Леонтьева (публицист конца века), Толстой мог писать о самых разных людях, любых, и хорошо знал женщин. Для меня это вопрос. Думаю, некоторых он знал, а некоторых - не очень. Знал, к примеру, Китти, Долли, а вот Анна оставалась для него "вещью в себе".
Догадываюсь, как многие со мной не согласятся, но женщин знал Тургенев. Фам фаталь он изображал вполне достоверно - Одинцову или же героиню "Вешних вод". Мнение о тургеневских девушках, будто таких "не бывало никогда в России", несправедливо. В достоинстве и цельности нет ничего недостоверного, нельзя признавать достоверность только там, где речь идет о всевозможных комплексах, противоречиях, болезненных проявлениях.
Знал женщин и Достоевский - и замученных жизнью и истеричных, как Катерина Ивановна Мармеладова, и фам фаталь (у Тургенева - свои, у Достоевского - свои), и современных ему, ярких и своенравных девушек, как Аглая.
Очень удачны, на мой взгляд, и женские образы Лермонтова в "Герое нашего времени", причем удачным и достоверным для современного читателя в них представляется именно то, что вызывало нарекания современников - отсутствие подчеркнутой завершенности, они не "отдают литературой".
Интересно было бы узнать, что думают другие. Какие писатели в русской и зарубежной литературе хорошо знали женщин, а какие - нет?
Подробнее https://nephytania-1.livejournal.com/856508.htm...
Женские образы в русской литературе
2021-08-24 10:35:41