два красивых и драматичных фильма в декорациях древних государств - Рима и Китая.
очень разные визуально и стилистически, оба хороши и заслуживают внимания.
под катом много скриншотов.
Камо грядеши
Quo vadis
2001, режиссер Ежи Кавалерович
Римская империя в последние годы правления Нерона (по 68 год) становится все более распущенной, дикой, негуманной. император возомнил себя великим артистом и сочинителем, устраивает выступления перед челядью и народом, а придворные увеселительные банкеты заканчиваются свальным грехом не без насилия.
у Нерона есть друг детства, который намного умнее и порядочнее его - Петроний. у Петрония есть племянник, доблестный воин Виниций.
он храбрец и красавчик, но его воспитание носит отпечаток эпохи - завидев однажды у фонтана нагую умывающуюся заложницу Лигию, он немедленно провозглашает ее своей и пытается добиться ее благосклонности силой.
учинив беспорядки, он получает по башке от защитника Лигии, атлета Урса, но вопреки его представлениям о имперских обычаях, очнувшись, обнаруживает, что его ласково выхаживает та же Лигия. она христианка и исповедует прощение и доброту.
в сознании в общем-то неплохого парня происходит трансформация, он готов принять христианство и стать ближе к своей любимой, которая тоже к нему неравнодушна.
но в это время нарциссическому Нерону захотелось новых впечатлений и вдохновений, для чего он решает поджечь столицу (факт неподтвержденный, но вероятный).
народ, оставшись в разрухе и бедствии, ищет виноватых. хитрый грек-философ подсказывает - а почему не убить двух зайцев, свалив поджог на христиан? вон и царского младенца тоже они сглазили насмерть. ату их!
фильм по книге Сенкевича - история любви в эпоху перемен, на фоне разлагающейся от порочного правления империи, появления первых христиан и гонений за их веру. среди персонажей есть апостолы Петр и Павел, очевидцы ключевых событий новой веры. главные герои вымышлены, но их окружение во многом реально.
центральная парочка, конечно, очень мила - и меняющий мировоззрение смелый Виниций (Павел Делонг), и ангелоподобная кроткая Лигия (Магдалена Мельцаж, актриса и модель, играла Панночку в "Тарасе Бульбе").
но главные актерские работы, на мой взгляд, это - тандем: император и его фаворит.
Петроний (Богуслав Линда), которому всю жизнь приходится подстраиваться под Нерона, чтобы не вызвать его гнева, и в то же время хотя бы частично оказывать на него благотворное влияние. он умеет притворяться, но чаще использует это в благих целях, чем для подобострастия. он вполне способен и на решительные поступки, мы это увидим.
Нерон (Михал Байор) - одновременно забавная, ничтожная и страшная личность. убивший мать, первую жену и сына правитель, подпитывающийся от своих жестоких дел, а добрые совершающий разве что из трусости. ему равно приносят удовольствие как аплодисменты после его выступлений, так и казни. в его фигуре - порок и вырождение. он даже уйти достойно не умеет.
фильм может показаться несколько лубочным, но это пеплум, тут сложно придираться к прическам и одеяниям. зато можно погрузиться в эпоху, о которой многие наслышаны, и попробовать составить собственное впечатление, потому что Сенкевич достаточно плотно изучил доступные материалы и использовал все интересное, чтобы сделать своих героев и даже второстепенных персонажей живыми и достойными сопереживания.
яркая картинка, хорошие актеры, очень красивые актрисы, душераздирающие зрелища, натуралистичные сцены насилия - на которые с досужим интересом взирают римляне, отщипывая с грозди виноград.
и очень смешной напыщенный Нерон, исполняющий очередную балладу перед онемевшими от бессилия подданными.
последние кадры весьма символичны - понятно, почему :)
Тень
Ying
2018, режиссер Чжан Имоу
древний Китай.
принцесса пробирается через канализацию отомстить тому, кто ее оскорбил.
жена генерала разрабатывает боевое искусство драться зонтиками.
генерал наносит рану своему двойнику, чтобы никто не распознал подлог.
муж и жена устраивают дуэль на музыкальных инструментах, проявляя чудеса пантомимы и меча гром и молнии.
в эпоху китайского троецарствия (220-280 годы) один царь присваивает себе город другого царя, а тот негодует и на все готов, чтоб только царем остаться, даже родную сестру отдать не жаль в дворовые наложницы.
генерал этого царя, изнемогая от ран, вместо себя посылает в бой обязанного ему двойника, а двойник вершит чудеса воинского искусства, но нарушает приказы и самовольничает.
царь крутит интриги, вершит правосудия и совершает обманные движения в духе наперсточника.
запутанная, многофигурная, но надрывная и чрезвычайно изящная история о чести, честности, терпении, молчании, войне, справедливости и ожидании.
но и о любви - запретной, тайной.
в ней почти нет света и цвета, все время льет дождь, каждая женщина прекрасна и мудра, каждый мужчина знает ритуалы и правила, но не всякий раз их соблюдает.
длинный зал для церемоний, длинные церемонии, лабиринты полупрозрачных ширм, отточенные движения, мокрые площади и много, много крови.
чтобы противостоять ян, надо применить инь - и вот уже сотни воинов разучивают свойственные женщинам движения, грациозно поводя зонтиками.
как и положено у этого режиссера, все очень красиво, многозначительно, на сей раз мрачно и поэтому еще более графично.
каждый готов отдать жизнь во имя царя, каждый имеет двойное дно.
очень впечатляющее кино. когда начинаешь немного понимать, кто тут зачем, с кем и вместо кого, начинаешь переживать и ожидать худшего.
и не зря.
не очень разбираюсь в исторической канве фильма, но, судя по английской википедии, многие герои имеют реальных прототипов, а их имена изменены.
Подробнее https://aeruphobia.livejournal.com/165915.html...
императоры, заложницы, власть и любовь в эпоху перемен
2021-08-29 23:09:54