«Вампиры средней полосы»
Совершенно ничего не ожидала от этого сериала (вампирская тема – фи), но поверила отзывам посмотревших, и не зря. Оказалось, что это совершенно очаровательная вещь.
Во-первых, она – формально детектив, что уже означает наличие нескучного сюжета. Несколько убийств происходит в тихом провинциальном городке, для расследования приезжает опер из Москвы, но найти злоумышленника оказывается не так-то просто.
Во-вторых, тут шикарный набор разномастных персонажей и отличный кастинг. Добродушный пенсионер (которого блестяще играет Стоянов), обворожительный врач-француз (разумеется, с повадками Дон Жуана), очаровательная леди из бывших (Ольга Медынич напоминает мне в этой роли Ренату Литвинову, но она точно не хуже), забавный подросток (дружелюбный и милый), ну и пара банальных следователей, дабы несколько разбавить весь этот изюм в булке.
В-третьих, вампирская тема не выглядит а) слюняво-подростковой и б) физологически противной, что уже приятно.
Действие происходит в Смоленске. Такая типичная унылая провинция, зависшая во времени, идеально подходит этому сюжету. Поистрепавшийся во всех смыслах городок оказывается домашним и уютным.
Первая серия подкупает своей ироничностью
- Скоро белорусы приедут!
- Хороши! Правда, крахмала многовато...
и нарочито неуклюжими страшилками, и она, пожалуй, самая яркая. Дальше авторы не смогли отказать себе в том, чтобы добавить в развлекательный фильм немного достоевщины в духе «раздумий о судьбах родины», и в итоге к финалу вампирская комедия незаметно превращается в трагедию, а ирония сменяется пафосом вперемешку со стенаниями. Но все это фильм не портит, а делает более человечным что ли. Придает, не побоюсь это сказать, определенную глубину. Довольно явные аллюзии на «Ночной дозор», конечно, невозможно не заметить, но и это воспринимается без раздражения.
В итоге сериал получился весьма симпатичным, очень русским по духу, и не выглядит одноразовой пустышкой в отличие от «Пищеблока», о котором ниже.
«Пищеблок»
В отличие от «Вампиров средней полосы», которые сами себе сценарий, «Пищеблок» снят по известной (и в целом, удачной на мой взгляд) книге Иванова. И хотя, казалось бы, там было все для успешного фильма, но...
Начнем с картинки. Если в «Вампирах» она выглядит абсолютно реалистичной, то в «Пищеблоке» - это яркий аляпистый фантик, как в большинстве современных фильмов про СССР. Все ненастоящее. Каждая мелочь, каждый персонаж (особенно вожатые), каждая деталь кажется нарочитой и искусственной. Да, книжка тоже этим грешит, но все же в меньшей степени. Все-таки, пародия (если это она) должна быть тонкой и изящной (и тогда это интересно), а когда она прямолинейна до крайности, теряется сам смысл затеянного.
Дальше. Действие ужасно растянуто. Какие-то бесконечные пейзажи, созерцание и прочий дзен. Избыток замедленности ведет к скуке. Оператор столько внимания уделяет блеску реки, дыму сигарет, долгим крупным планам, замедленным движениям и туманным полянам, что сюжет вообще теряется за всеми этими псевдокрасивостями (не, я понимаю, может человек в первый раз камеру взял и дорвался, но кто-то же должен был его остановить).
Первые пару серий в целом не очень непонятно, о чем все это и стоит ли смотреть скучный сериал про сексуально озабоченных вожатых и совершенно современных (с виду) детишек, засунутых волей создателей в разваливающийся пионерский лагерь (именно так все и выглядит, хотя на самом деле действие происходит в 1980 году, и никаких попаданцев, равно как и обшарпанных домиков и разломанных скульптур по идее быть не должно).
Многие моменты вообще не ясны, если не читать книгу. Например, зачем Валере домик из простыни? Почему вдруг все стали слушаться капитана команды? Или что это вдруг хулиган стал аккуратно одеваться. Наверное, стоило бы вложить пояснение происходящего в уста мальчика Валеры, ну пусть бы он хоть в дневнике своем это записал. Но нет, все детали долгое время остаются за кадром, и ясны только читателям, но ни никак не зрителям. Последним предлагается посмотреть 4-5 серий, чтобы, наконец, начать разбираться в мелочах. Оно бы и ладно, складывать мозаику — не самый плохой прием, но не здесь. Потому как первые две серии настолько скучны, что редкая птица долетит... (для сравнения, в «Вампирах» каждая наполнена событиями, и следующую ждешь с нетерпением, в «Пищеблоке» же - заставляешь себя досмотреть).
И, наконец, питие крови. Выглядит настолько мерзко, что клыки в «Вампирах» кажутся просто милой особенностью прикуса.
В общем, если «Вампиров средней полосы» я очень рекомендую, то «Пищеблок» гораздо лучше выглядит в виде текста.
Подробнее https://kagury.livejournal.com/967704.html?m...