Отражение Гражданской войны в советском кино
2021-10-11 20:57:01
Служили два товарища, ага
Служили два товарища, ага
Служили два товарища в однем и тем полке.
Служили два товарища, ага
Служили два товарища в однем и тем полке.
Дорогие мои, постов давно нет, потому что я в плохой форме. Фаина Георгиевна Раневская просила написать на её могиле: «Умерла от отвращения». Вот и у меня бывают такие приступы полного отвращения, редко, но бывают. На что ни погляжу, о чём ни подумаю, всё вызывает отвращение. А самое большое отвращение у меня вызываю я сама. Вот как писать в таком состоянии? Но блог – это моя жизнь, если не писать, то делать мне здесь вообще нечего. К тому же у меня, как вы знаете, есть задача, я должна написать историю России ХХ века. ХХ век в России был очень коротким, он начался в 1914 году, до Первой мировой войны в России благополучно продолжался XIX-й век. А кончился ХХ век в начале 90-х, с распадом Советского Союза, после чего началось новое время, история современной России. Эти неполные 80 лет вместили Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, сталинские репрессии, Великую Отечественную войну и распад Советского Союза. Я живой свидетель почти всего этого периода, и я не могу уйти, не оставив свидетельства. Существует много версий истории этого периода, много концепций, но все они неверные, а правильная только моя. Поэтому в любом состоянии я пытаюсь писать. Иногда получается очень плохо, но я надеюсь на вашу снисходительность. Ниже вы увидите такой плохой пост.
Маринка запросила в интернете фильмы о Гражданской войне, и вот какой список она получила: «Адъютант его превосходительства», «Бег», «Белое солнце пустыни», «Гори, гори, моя звезда», «Дни Турбиных», «Интервенция», «Неуловимые мстители», «Раба любви», «Сорок первый», «Хождение по мукам». Вот вы сами видите, список говорит сам за себя, один фильм лучше другого. И это ещё не всё. В списке нет тех же «Оптимистической трагедии» и «Любови Яровой», о которых я писала в прошлом посте. Нет фильмов «Служили два товарища» и «В огне брода нет». Может быть, я тоже что-то забыла. Вот забыла «Огненные вёрсты» Самсона Самсонова, может, и ещё что-то. Но список подтверждает то, что я сказала: плохих фильмов о Гражданской войне нет. Конечно, хочется написать о каждом из этих фильмов, но на такой обзор ушли бы месяцы. Напишу о самых моих любимых. Я люблю фильм Никиты Михалкова «Раба любви». Этот фильм задумал и начал снимать Рустам Хамдамов, режиссёр, перед которым я преклоняюсь. Это он предложил главную роль Елене Соловей. Он придумал ей платье и парик и снял несколько проходов. Неизвестно, почему он не кончил этот фильм, и будто бы даже плёнку смыли, возможно, руководству что-то в этом фильме не понравилось. Фильм продолжил снимать Никита Михалков. Он использовал все хамдамовские наработки и нигде Хамдамова не упомянул. В одной из главных мужских ролей в фильме снялся Родион Нахапетов. Я люблю его и как актёра, и как режиссёра. Его фильм «Не стреляйте белых лебедей» - один из моих любимых фильмов. А великий актёр Станислав Любшин сыграл в этом фильме, может быть, лучшую свою роль.
В этом списке есть фильмы самых разных жанров. От драмы до приключений. Их снимали наши лучшие режиссёры, у каждого свой творческий метод. Александр Митта, снявший фильм «Гори, гори, моя звезда», назвал свой метод «парад аттракционов». Когда я работала в ЦНТБ по архитектуре и строительству, расположенном в здании, где было ещё несколько проектных НИИ, Митта привозил нам свой фильм и очень интересно рассказывал о том, что такое «парад атттракционов». Я небольшая поклонница актёра Олега Табакова, но в этом фильме он играет так, что лучше сыграть невозможно. Олега Ефремова я тоже как актёра не очень люблю, но в этом фильме роль второго плана он сыграл с невероятным блеском.
Я очень люблю фильм «Дни Турбиных», который снял Владимир Басов по одноимённой пьесе Булгакова. Я не разделяю всеобщего восторженного отношения к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Мне кажется, в основе этого восторженного отношения лежит недоразумение. Современный читатель плохо себе представляет литературу тех лет, литературный процесс, литературный фон, на котором появилось это произведение. И вычитывает в этом произведении смыслы, которые автор в него не вкладывал. История литературы знает такие случаи. К ним относятся роман Сервантеса «Дон Кихот» и трагедия Шекспира «Гамлет». Вот Владимир Высоцкий играет такого анти-Гамлета. Но мне казалось, что для того, чтобы читатели вычитывали в произведении смысл, противоположный тому, какой вложил в него автор, должно пройти несколько поколений. Но случай с «Мастером и Маргаритой» показывает, что иногда нескольких поколений не нужно. Очень изменилось время, и фельетонный смысл этого произведения не прочитывается, а он был главным. Я считаю, что Булгаков написал один шедевр, и это пьеса «Дни Турбиных». «Собачье сердце» - это тот редкий случай, когда кинофильм режиссёра В.Бортко превосходит литературный первоисточник. Но вернёмся к «Рабе любви»… Это кино о кино, а мне всегда интересна эта тематика. Героиня Елены Соловей – самая знаменитая актриса в России, похоже, что прототипом была Вера Холодная. В фильме есть забавные моменты, отражающие особенности кинематографа того времени. Один из персонажей фильма «Раба любви» - известный киноактёр, который играет героические роли, говорит писклявым, совершенно не мужским голосом. Современный зритель удивляется, как с таким голосом он может играть героев, но тут же соображает, что это эпоха немого кино, и голос и особенности речи актёра никакого значения не имеют. Герой Нахапетова сражается на стороне красных, с кинокамерой он незамеченным пробирается туда, где белые зверски расправляются с безоружными пленными красноармейцами, и снимает всё это. И это начало кинодокументалистики.
Я люблю фильм «Служили два товарища», который даже не попал в список, полученный Маринкой. Этот фильм снял режиссёр Евгений Карелов по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. В прокат он вышел в 1968 году. Двух товарищей там играют Олег Янковский и Ролан Быков. Товарищи они только потому, что оба красноармейцы и сражаются плечом к плечу. Но это два совершенно разных человека, противоположных. Герой Ролана Быкова, человек из народа, всё время подозревает героя Янковского то ли в измене, то ли в том, что он может изменить, и я не могу не сказать, что это одна из лучших актёрских работ во всём богатом актёрском творчестве Ролана Быкова. Просто фантастика, как он придумал своего героя и как он исполнил свой замысел. Я уже, кажется, в прошлом посте сказала об Алле Демидовой, сыгравшей, в сущности, эпизодическую роль комиссара. Её героиня абсолютно беспощадна к врагам революции, при этом готова видеть врага в каждом. Расстрелять человека для неё легче, чем не расстрелять. Кроме красных, в этом фильме есть и белые. Белого поручика Брусенцова играет Владимир Высоцкий. Я преклоняюсь перед Владимиром Высоцким – автором и исполнителем замечательных песен, но я равнодушна к нему, как к актёру. Я его видела в главной роли в спектакле «Добрый человек из Сезуана», поставленном Юрием Любимовым в театре на Таганке, и он мне не понравился. О Гамлете я уже сказала, что Высоцкий играет анти-Гамлета. Гамлет был интеллигентный человек, учился в Гейдельбергском университете, лучшем европейском университете того времени, и мечтал вернуться в Гейдельберг и продолжить учёбу. Шекспир противопоставляет двух ровесников, Гамлета и Лаэрта. Время Шекспира – это смена эпох феодализма и Возрождения. Гамлет – представитель Возрождения, а Лаэрт – представитель средневековья. Гамлет Высоцкого ревёт, как бык, и совершенно непонятно, почему он не убивает тех, кого подозревает в убийстве своего отца, и в чём-то ещё сомневается. Гамлет Высоцкого не может сомневаться. Но я, как всегда, отступила от темы. Единственная роль, в которой я Высоцкого принимаю полностью,- это поручик Брусенцов. В этой роли я Высоцкому абсолютно верю. Его герой на судне отчаливает от берега России, направляясь в эмиграцию. А его верный любимый конь бросается в воду и плывёт за ним. Брусенцов смотрит на это с ужасом, спасти коня невозможно. И когда конь скрывается под водой, поручик достаёт револьвер, стреляет себе в висок и падает в воду, куда ушёл его конь. В фильме «Служили два товарища» тоже есть кинокамера, киносъёмка, героев Олега Янковского и Ролана Быкова посылают с самолёта снимать позиции противника. В фильме погибают и самый положительный из красных, и самый полюбившийся из белых. В гражданских войнах погибают лучшие. Гражданская война – это война идей, а там, где идея становится сверхценной, человеческая жизнь теряет цену.
Действие фильма Владимира Басова «Дни Турбиных» тоже происходит во время Гражданской войны. Фильм снят по одноимённой пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова. Главные роли в этом фильме сыграли Андрей Мягков – Алексей Турбин, Андрей Ростоцкий – Николай Турбин, главную женскую роль, Елену, урождённую Турбину, в замужестве Тальберг, сыграла Валентина Титова. Кузена Лариосика сыграл Сергей Иванов. Владимир Басов сыграл Виктора Мышлаевского. Дом Турбиных – это особый мир, в котором отражается время. Время многолико, и дом Турбиных – это самый прекрасный из этих ликов. Басов снял прекрасный фильм. Чтобы оценить его достоинства, нужно сравнить его с фильмом Снежкина «Белая гвардия», снятом по одноимённому роману Булгакова. Булгаков рассказывал, что сначала он стал писать роман, а потом, чуть ли не ночью во сне, увидел какие-то комнаты и живущих в них людей. Он понял, что всё, что он видит, происходит на сцене театра, и стал писать пьесу, ещё не дописав роман. Фильм Снежкина мне не нравится. В своё время я написала о нём большой пост, в котором противопоставила фильм Басова и фильм Снежкина.
А теперь давайте допоём куплет, начало которого я использовала как эпиграф:
Вот пуля пролетела и - ага...
Вот пуля пролетела и - ага...
Вот пуля пролетела и товарищ мой упал...
Продолжение следует.
Подробнее https://tareeva.livejournal.com/304377.html?m...