Фильм «Сорок первый» снят по одноимённому рассказу Бориса Лавренёва. Было время, когда Лавренёв был чуть ли не самым моим любимым писателем. Я пишу об этом в прошедшем времени, потому что давно его не перечитывала, не знаю, как бы я восприняла его сейчас. Но когда-то его «Гравюру на дереве» я читала и перечитывала много раз. Герой этой повести Фёдор Кудрин, художник и революционер, после революции становится хозяйственником, управляющим трестом «Стекло-фарфор». Он перестаёт писать картины, считая, что в эпоху строительства нового социалистического государства нельзя тратить время и силы на живопись. Отчасти из идейных соображений, он женится на женщине пролетарского происхождения. Его жена – человек необразованный, в одном слове «кирпич» делает три ошибки, пишет «керпидз», но она убеждена, что в силу своего пролетарского происхождения она разбирается во всём лучше, чем её муж-интеллигент.
На художественной выставке Фёдор Кудрин видит гравюру на дереве, которая производит на него такое сильное впечатление, что он решает познакомиться с автором гравюры и, если получится, гравюру у него купить. Он приходит к художнику и представляется: «Кудрин, директор треста «Стекло-фарфор». Автор гравюры говорит: «Кудрин? Три года назад в Париже на салоне выставлялась картина «Паруса» художника Кудрина, этот Кудрин вам не родственник?». И слышит в ответ: «Паруса» – это моя картина». Художник спрашивает: «В каком смысле ваша?». Посетитель отвечает: «Я её написал». Художник удивляется: «Вы автор «Парусов»? Так вы художник? Что же вы несете что-то про трест «Стекло-фарфор»?». Сейчас проблематика этой повести Лавренёва кажется надуманной. А в 1928 году, когда она была написана, люди действительно сомневались, можно ли в напряжённое время советского строительства предаваться занятию искусством. Назову несколько любимых произведений Лавренёва, действие которых происходит во время Гражданской войны. Это «Седьмой спутник», «Рассказ о простой вещи», «Ветер» и, конечно же, рассказ «Сорок первый». В фильме, снятом по этому рассказу, главную женскую роль играла Изольда Извицкая, а главную мужскую роль – Олег Стриженов, режиссёр – Григорий Чухрай. Фильм этот снял замечательный режиссёр, один из лучших советских режиссёров. Вы знаете сюжет. Так случилось, что героиня Извицкой, боец Красной армии Марютка, снайпер, на счету которой 40 убитых беляков, оказывается на острове наедине с белым офицером Говорухой-Отроком, его играет Олег Стриженов. Молодые люди нравятся друг другу, влюбляются, под влиянием любви Марютка меняется, у неё становится другое выражение лица, она идёт по берегу лёгкой, женственной походкой, танцующей походкой, в каждом движении – любовь и нега. А потом, когда к острову приближается судно с белыми, и герой Стриженова бежит к этому судну, Марютка стреляет в него. Типичная история для Гражданской войны, в которой брат идёт на брата, и любящие мужчина и женщина становятся смертельными врагами. Аристотель определил литературные жанры, трагедию и комедию. По его определению, трагедия – это столкновение между чувством и долгом души человека. Гражданская война полна таких трагедий.
Когда мы говорили об отражении Гражданской войны в литературе, я почему-то даже не упомянула Алексея Николаевича Толстого. А это серьёзное упущение. Алексей Николаевич Толстой – большой писатель, входит, я считаю, в первую тройку советских писателей. А то, что он именно советский писатель, достойно удивления. После революции он, было, эмигрировал, как все графья, но в 1923 году вернулся на родину. А.Толстой подвизался чуть ли не во всех жанрах литературы. Писал рассказы, пьесы и романы. Киношников всегда интересовало творчество Алексея Толстого. «Аэлиту» Протазанов снял чуть ли не в тот же год, что повесть вышла из печати, «Гиперболоид инженера Гарина» также был экранизирован. А Гражданской войне посвящена трилогия Толстого «Хождение по мукам». Три серии назывались «Сёстры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро». В этой трилогии снимались лучшие актёры, и у зрителя она пользовалась большим успехом. За свою трилогию Алексей Толстой 19 марта 1943 года был удостоен Сталинской премии первой степени в размере 100 000 рублей, которую передал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный».
Но, конечно же, лучший фильм о Гражданской войне из снятых уже в наше время – это «Белое солнце пустыни». Владимир Мотыль снял, на мой взгляд, просто шедевр, и то, что называется «народный фильм». Этот фильм посмотрели все, и не по одному разу, цитатами из этого фильма разговаривали. Может показаться странной идея снять фильм о кочующем гареме, так киношным чиновникам и показалось, и фильм не хотели выпускать на экран. И не выпустили бы, если бы не Брежнев. Положили бы на полку, и лежал бы он до Перестройки. Но случилось так, что Брежневу захотелось посмотреть кино, он позвонил и попросил прислать ему какой-нибудь новый фильм, а под рукой ничего не было, и ему прислали «Белое солнце пустыни». Брежнев от фильма был в совершенном восторге, а фильм, от которого в восторге генсек, не запретишь. В этом фильме все актёрские работы хороши, но для меня любимый персонаж – таможенник Верещагин, которого сыграл, на мой взгляд, гениальный актёр Луспекаев. В 50-е годы Луспекаев работал в Киеве, в театре Русской драмы имени Леси Украинки, и там его увидел Кирилл Лавров. Вернувшись в Ленинград, он рассказал о Луспекаеве руководителю БДТ Георгию Товстоногову. Рассказал так убедительно, что Товстоногов ему поверил и просил Лаврова написать Луспекаеву и сказать, что он приглашён в труппу БДТ. Так Луспекаев оказался в Ленинграде. Луспекаев во время Отечественной войны несколько раз был ранен, ему хотели ампутировать руку, но всё-таки хирург руку спас. У него было очень плохо с ногами, я думаю, это тоже последствия войны. Его Верещагин, я думаю, войдёт в историю кинематографа. Булат Окуджава, я думаю, именно на него написал песню «Ваше благородие, госпожа Удача». Там каждое слово точно ложится в образ. Луспекаев играл Верещагина, уже будучи тяжело больным, и умер меньше, чем через год после выхода фильма на экран. Это, конечно, была огромная удача, не каждому актёру случается в конце своей карьеры поставить такую сияющую точку.
О фильмах про Гражданскую войну можно писать бесконечно, но вы все эти фильмы видели и знаете не хуже меня, навряд ли я скажу вам что-нибудь новое.
Для тех, кто хочет поддержать блог, вот реквизиты моего счёта в Сбербанке
ПАО СБЕРБАНК
БИК 044525225
КОРРСЧЁТ 30101810400000000225
НОМЕР СЧЁТА 42306810138310113934
ТАРЕЕВА ЭНГЕЛИНА БОРИСОВНА
А вот два других способа:
paypal.me/tareeva1925
money.yandex.ru/to/410017240429035
Подробнее https://tareeva.livejournal.com/304593.html?m...
Отражение Гражданской войны в советском кино. Окончание
2021-10-16 21:26:47