В ЖЖ гремит хешмоб #дотянутьдовесны в котором можно делиться советами и рекомендациями, чем заняться в последние дни уходящего от нас в небытие февраля 2022 года. Внесу свою скромную лепту.
На мой взгляд, тренировка навыка — писать грамотно, сюжетно и художественно — это хорошее занятие не только для февраля, но и для марта, июля и даже какого-нибудь сентября. Скажем так, внесезонное занятие. Но начинать-то когда-то надо. Почему бы не начать сейчас?
В помощь литучащимся предлагаю подборку качественной методической литературы, которая без лишних затрат подтянет вас по письму, русскому языку и литературе. И если после знакомства с ней вы не напишите нового «Гарри Поттера», то по крайней мере, ваши сочинения, посты в блоге, отзывы и рецензии станут целостными, связными, убедительными и интересными.
Джеймс Н. Фрэй Как написать гениальный детектив
Не уверена, что Фрэйя стали бы изучать на факультете филологии отечественного ВУЗа, хотя, чем черт не шутит, однако, книга с полным правом может считаться учебным пособием. Причем отлично переведенным, такая редкость в наше время!
Поскольку автор зарубежный, то теории в книги мало, всего-то, чтобы разобраться в поэтике детектива и ее составляющих. Остальное пространство отдано технологии. Фрэй дает пошаговый алгоритм написания классического детектива, который при желании можно превратить в мэйнстримовый (украсить современным орнаментом, добавить пороков героям и затронуть глубинные социальные проблемы).
Прочитав книгу, вы научитесь плести детективную интригу, создавать трехмерных героев, составлять композицию, усугублять углублять конфликт и делать впечатляющую, неожиданную развязку. Детективный роман — по сути новелла, а значит в нем обязательно должен быть пуант, непредсказуемый поворот, тот самый убийца, на которого ни за что бы не подумали.
Книга поможет не только детективщикам, но и тем, кто хочет писать в жанре саспенса, триллера и даже сочинителям классических рассказов. Если вы внимательно посмотрите на рассказы Тургенева, Чехова, а уж тем более Мопассана, то заметите, что все они вполне укладываются в схему, описанную в пособии Фрэйя.
У этого же автора на русский переведено еще две книги «Как написать гениальный роман» и «Как написать гениальный роман — 2». Вторая — это то самое «издание переработанное и дополненное». По качеству, полезности и академичности «гениальные романы» не уступают «гениальному детективу».
Л. Эгри «Искусство драматургии»
Подойдет для тех, кто пишет фикшн, а также для журналистов, работающих в жанре репортажа и расследования. Автор — преподаватель Creative writing, написал свое пособие в 1946 году, но актуальности оно не потеряло ни в каком случае.
Основная фишка, по Эгри, — создать выпуклых жизнеспособных персонажей, а вот они-то и будут двигать пьесу, или роман, в зависимости от того, над чем вы работаете. Вам останется следить за ними и записывать их ходы (драма) и / или мысли (роман). Идея не лишена основания, и совсем не оригинальна, поскольку была высказана еще Аристотелем в его «Поэтике».
На самом деле сложно сегодня найти учебник по литературному мастерству, который бы не опирался на аристотелевскую «Поэтику». Мы с этим фактом встретимся и дальше.
Помимо практических рекомендаций, в книге содержится разбор типичных ошибок, щедро сдобренный литературоведческой теорией.
После прочтения вы легко сможете составить синопсис пьесы или повести с посылкой (в отечественном литературоведении она называется идеей или идейным содержанием), героями и конфликтом. Всего-то и останется, обтянуть этот остов полотном художественного текста, но для этого, как можно догадаться, потребуется совсем другой учебник (подсказка для нетерпеливых: любой вузовский учебник по русскому языку, или культуре речи, или стилистике).
Р. Макки «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»
О том, что книга качественная, свидетельствует количество переизданий. В России в 2022 году вышло уже десятое. Первоначальный труд под заглавием «Story: Substance, Structure, Style and the Principles of Screenwriting» был опубликован в 1997 году.
Внимательный читатель заметит, что Роберт Макки адресуется прежде всего к сценаристам, однако, это совсем не означает, что книга не пригодится традиционным литераторам. В конце концов сценарист вырос из драматурга, тот из поэта, а поэт из певца, пересказывающего эпос и былины. Все мазаны одним миром, а потому законы построения сцены, диалога, фабулы, сюжета и конфликта для всех одинаковые. И только Гомер мог себе позволить вольности и нестыковки. Но ему — можно, во-первых, он был самый первый, а во-вторых, полулегендарный.
Проштудировав мастер-класс Макки вы:
- узнаете из каких компонентов состоит захватывающая история;
- как строить сцену (эпизод) со смыслом и подтекстом;
- почему нельзя двигать фабулу (сюжет) эпизодами с одинаковой валентностью. Проще говоря, почему за сценой, которой все хорошо, нельзя (не рекомендуется) ставить сцену, где по-прежнему, все хорошо. А лучше поставить такую, где все не очень или плохо — привет Аристотелю;
- выберете собственный метод работы над планом (сценарием);
- поймете, что одним черновиком все равно не обойтись, придется писать и переписывать, писать и переписывать.
В качестве дополнения к «Истории на миллион долларов» Р. Макки выпустил еще одну книжку «Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов».
На мой взгляд, полезного в данной книге мало. Овладеть искусством построения диалога после ее прочтения вряд ли получится. Теория крайне запутана и многие вещи высосаны из пальца, либо разобраны на таком примитивном уровне, что кажутся ерундой. Примеры взяты не из классики (за исключением нескольких диалогов из Шекспира), а из современного кинематографа, и этим все сказано.
Отдельный дизлайк переводчику, который не знает, что существует термин «полилог», поэтому беседу
семейства человек в десять за праздничным столом в День благодарения [ему] так и хочется назвать «мультилогом».
Ну и «семейство человек в десять» такое себе...
Сейчас пришло в голову, что книга-то, может, и нормальная, а барахлом ее сделал как раз перевод?
Всем желающим освоить диалог на данном этапе могу порекомендовать старый добрый метод подражания. Он заключается в том, чтобы брать диалоги из классики (или те, которые нравятся лично вам) и писать собственный диалог в таком же духе и стиле.
Пока хорошее пособие или учебник по созданию художественных диалогов мне не попадались. Но, возможно, они попадались вам? Поделитесь в коментах.
Введение в литературоведение / Под редакцией Л. В. Чернец
Отечественный учебник, переиздававшийся огромное количество раз. Текст написан маститыми филологами. Структура книги — энциклопедическая, т.е. в виде словарных статей, объясняющих основные литературоведческие термины. Каждая статья снабжена большим количеством примеров из нашей и зарубежной литературы.
Большой плюс книги — составителю удалось вычистить из нее все артефакты советского прошлого. Здесь нет цитат из маркса-энгельса-ленина, тоталитарной риторики в виде «буржуазный», «прогрессистский» и оценочной лексики вроде «упаднический», «ханжеский», «подлинно народный» и прочей дряни. Не стоит удивляться, что я акцентирую на этом внимание. Совсем недавно выяснилось, что советский стиль живуч как колорадский жук и норовит проникнуть даже в новейшие учебники. Вот яркий пример.
«Введение в литературоведение» не содержит техник и алгоритмов, это чисто теоретическое издание. Его цель: рассказать по каким законам и из каких кирпичей строится литературное произведение. А если вы про них не знали, это еще не значит, что их нет. Прочтете — узнаете!
В конце каждой главы дается список дополнительной литературы и вопросы для закрепления пройденного. Я рекомендую изучать данный учебник, как в школе. Прочли; прочли еще раз внимательно с карандашом; ответили на вопросы в конце; затруднились ответить — подсмотрели в текст; прочли дополнительную литературу, которая понравилась. Насиловать себя малопонятными книгами не стоит. Все равно пойдет не впрок.
Особо усидчивые могут ответить на вопросы в конце письменно. Получится замечательное эссе, которое в дальнейшем можно вставить в собственный блог в качестве поста.
И да, конечно, все упоминаемые в тексте художественные произведения, имеет смысл прочесть. Ну, это самый приятный момент. Потому что примеры все из классики и качественной современной литературы.
И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь Занимательная стилистика: книга для учащихся 8 — 10 классов средней школы
В нашей подборке нашлось место и для школьного учебника! А все потому, что авторы его — настоящие мэтры. Дитмар Эльяшевич Розенталь — отец российской стилистики как научной дисциплины. Этот факт становится еще более удивительным и невероятным, если знать, что русский был для Розенталя, родившегося в Польше, неродным. Вот что значит гениальный ум! Без преувеличения, Розенталь — это Эйнштейн русского языка.
Ирина Борисовна Голуб — украинский и российский ученый-филолог, до сих пор жива, ей 89 лет! Живет, насколько удалось понять, в Москве. Ее специализация — литературное редактирование. Голуб написала много книг популяризирующих стилистику и русский язык. В том числе и для иностранцев.
«Занимательная стилистика» — не учебник в прямом смысле слова, а книга для чтения. Причем чтение это увлекательное и развивающее одновременно! Никаких домашних заданий и проверочных работ, вот этих вот: «А теперь закрыли учебники, достали чистые листочки...» Материал будет запоминаться (даже не запоминаться, а вспоминаться) на автомате, потому что а) уже известен и б) красочен.
В конце книги, на странице 206 приведен список литературы для дальнейшего чтения. Я горячо рекомендую вам прочесть все перечисленное, там бездна интересных книг. Чего стоит хотя бы сборник Л. В. Успенского «Слово о словах».
В качестве проверочной работы по учебнику Розенталя и Голуба попробуйте, вооружившись знаниями из него, посмотреть на собственные тексты. Гарантирую, найдете много интересного. Вроде такого:
Добролюбов говорил, что многие молодые люди, вступающие в жизнь, задают себе эти вопросы, что то, что ты сейчас делаешь, это не то, что есть что-то лучшее, что-то необыкновенное, то, к чему ты должен стремиться.
А вас привлекает литературное творчество? Если нет, то чем занимаетесь февральскими вечерами в ожидании весны?
Подробнее https://chitate-li.livejournal.com/121457.html...