Вообще немного странно начинать разговор о фильме Георгия Данелии "Кин-дза-дза!" (1986), ставшем после выхода практически культовым. Те, кто застал советские времена, наверняка смотрели его неоднократно и помнят цитаты и основные "термины": пепелац, кэцэ, гравицапа, "Кто на Плюке правду думает?". Для тех же, кто родился в 21 веке, данное кино - это ретро-фантастика без спецэффектов, и лучше посмотреть "Безумного Макса: Дорога ярости", например. А что, параллели присутствуют! Но дело не в параллелях и спецэффектах, конечно же.
Также я наблюдала интересную реакцию знакомого студента на "Кин-дза-дзу!". Реакция была такова: "Посмотрели вчера с пацанами. Блин, это просто разрыв мозга! Я в шоке! Что они там курили в советские времена?!" То есть современный парень-любитель компьютерных игр и блокбастеров воспринял любимое многими людьми старшего поколения кино как лютый арт-хаус и разрыв мозга! И, конечно, не провел никаких параллелей.
Пересмотрев на днях "Кин-дза-дза!", я сама поразилась двум вещам:
1) тщательно разработанному фантастическому миру, включающему летательные аппараты и другие технологичные штуки, одежду и аксессуары, а главное - язык жителей планеты Плюк;
2) пропитанностью фильма советской действительностью. Главный его герой - прораб Владимир Николаевич - квинтэссенция простого советского человека, хорошего парня, который сначала делает (нажимает на кнопку, профукивает ценные кц), а потом думает, но впоследствии разбирается что к чему, потому как и котелок варит, и руки из того места растут.
Попав со случайным знакомым - Скрипачом, - на Плюк, в другую реальность, он разговаривает с инопланетными дикарями из пепелаца как с местными жителями в загранпоездке в капстране. Пытается убедить их, что "отстал от группы" и просит "добросить до города". Да и сами инопланетяне говорят с ним (когда хотят, так-то их главное слово "Ку!") соответственно:
— Владимир Николаевич, у тебя дома жена, сын-двоечник, за кооперативную квартиру не заплачено. А ты тут мозги пудришь... Плохо кончится, родной...
Поразительно также, что режиссер Георгий Данелия, вместе со своим соавтором Гией Канчели, создали сценарий с нуля, а не основывали его на какой-то книге. И с нуля же придумали целый словарь для пацаков и чатлан, в ряде случаев взяв за основу грузинские слова:
Гравицаппа (грузинская фраза «ра вици аба» переводится как «кто ж его знает!») — деталь от двигателя пепелаца, необходимая для космических полётов.
Пепелац (от грузинского пепела — бабочка, рус. пепельница) — космический корабль.
КЦ - спичка
Цак - колокольчик для пацаков, низшей касты. Цаки для фильма закупили в отделе для рыболовов-любителей.
"Ты пацак. Так что ты цак надень и в пепелаце сиди. Ясно?"
Транклюкировать - уничтожить с помощью оружия - транклюкатора.
Главное слово - КУ - чуть не пришлось выкинуть из фильма уже после съемок, когда в нем усмотрели намек на инициалы тогдашнего (ненадолго) руководителя страны К.У. Черненко. Когда опасность потерять КУ миновала, возникла другая, куда более реальная: при Горбачеве началась антиалкогольная кампания, а Скрипач вез в с собой бутылку чачи! Пришлось переименовывать ее в уксус, о чем Данеля очень сожалел.
Что касается основного летательного механизма - пепелаца (совершенно роскошная штука, на все времена!), то он был сделан из хвостовой части самолета и доработан талантливыми конструкторами. Планету Плюк снимали в песках Каракумов, куда свезли разные механизмы и трубы, а также целое колесо обозрения! Никакой компьютерной графики.
Ну и конечно невозможно представить "Кин-дза-дза!" без двух прекрасных инопланетных бадитов в исполнении Леонова и Яковлева. Евгений Леонов - вообще талисман Данелии, который снялся в большинстве его фильмов, а Юрий Яковлев тут великолепен в своей самоотреченности. И этот человек играл импозантного Ипполита! А теперь он - совершенно безбашенный, жалкий и хитрый, беспощадный и сочувствующий пацак, говорящий Ку, приседающий и поющий вместе со всеми: "Мама-мама, что я буду делать, мама-мама, как я буду жить?"
В общем, много чего можно сказать о фильме Кин-Дза-Дза. И о собственных впечатлениях, и о том, как это все сделано, придумано и сыграно. И о параллелях с настоящим. Но лучше еще раз пересмотреть. А о подробностях съемок этого и других фильмов можно прочитать в прекрасной книге воспоминаний Георгия Данелии "Кошмар на цыпочках" - получите удовольствие!
Рекомендую также почитать об еще одном культовом и обожаемом миллионами советских людей фильме Данелии - "Мимино". И фильме "Орел и решка", снятом в лихие 90-е, но по-данелиевски добром и уютном.
Подробнее https://irinatrubacheva.livejournal.com/656019.ht...