Владимир Федорович Пименов (1905 — 1995) находился на посту ректора Литературного института имени Горького с 1964 по 1985 годы, то есть более двадцати лет.
Сферой научных интересов профессора Пименова была драматургия, в Литинституте он руководил семинаром драматургов-заочников. Для тех кто не знает, семинар на филологических факультетах — это дисциплина, как и любая другая, только без лекций, одни семинары, проходящие в виде обсуждений (в очном формате), либо письменных диалогов, в основном по линии преподаватель — студент. С наступлением эры Интернета стали возможны, как говорится, и другие варианты.
Лайфхаки начинающим литераторам находим в статье Пименова «Воспитание творчеством», опубликованной в номере 6 «Литературной учебы» от 1980 года.
Совет первый. Отбейте у себя охоту к ремесленничеству
Будущему литератору необходимо заразить себя духом творчества, жаждой поглубже погрузиться в материал, изучить все доступное ему по профессии.
Ведь что такое ремесло? Это бездумное и бесконтрольное повторение трафаретов, штампов, схем и моделей, перепроизводство фраз, лишенных смысла, и сто раз всеми виденных сюжетных картинок. И что такое искусство? Это создание гармоничных и красивых предметов. Единственных в своем роде. Искусство — это эстетика (ну и этика, если кто сильно любит Платона).
Литература только тогда становится настоящей, когда в ней есть идея и созданный автором художественный образ, когда все части в ней соразмерны и созвучны, когда космос возобладал над хаосом, а читатель узнал себя или знакомых ему людей в придуманных героях.
Желающим осваивать мастерство можно порекомендовать скачать программы дисциплин филологических факультетов, или факультетов журналистики, или того же Литинститута — раньше они были в свободном доступе у них на сайте, не знаю, как сейчас — и устроить школу на дому. В рабочих программах перечислены темы, которые осваивают студенты, иногда планы занятий, задания на семинары, списки учебной литературы, вопросы к зачету, разного рода тесты и контрольные задания — все, что нужно для полноценного изучения предмета.
Базовые дисциплины для литераторов это:
- Философия
- История
- Русский язык и культура речи
- История литературы
- Теория литературы
- Иностранный язык (в объеме: понимать, говорить, читать художественные тексты)
Совет второй. Сначала научитесь хвалить
Данный совет имеет отношение к этике. Человек творческий в первую очередь учится видеть сильные стороны того или иного произведения. И только затем отрицательные. Литературная учеба подразумевает чтение огромного количества книг, статей, рецензий. Среди них обязательно встретятся написанные плохо и некачественно, а также и те, которые просто не нравятся (некоторые на дух не переносят Чехова или Солженицына, но обязаны их прочесть, если хотят стать профессионалами). Ругать их для начинающих авторов — табу.
Объясняя свою позицию, Пименов ссылается на Станиславского:
На первых курсах, говорил Станиславский, я учил бы людей писать только положительные рецензии, отмечать только достоинства в тех или иных произведениях искусства. Писать и говорить положительно об искусстве, считал Станиславский, — дело самое трудное. И только много позже, когда люди научатся хвалить друг друга, уметь говорить доброе слово, они будут иметь право на критику, на упрек, на разговор о недостатках.
Тренируясь в написании рецензий, аннотаций и разного рода отзывов всегда сначала похвалите, укажите на сильные стороны текста, на его достоинства, попробуйте проникнуть в авторский замысел (что хотел сказать автор своим произведением?) и только потом переходите к недостаткам и критике. Да и то последнюю необязательно выносить на всеобщее обозрение. Можно тихомолком сделать выводы для себя, а негативные замечания не писать совсем никуда. Мир и без них проживет.
Совет третий. Изучайте теорию драмы
Пименов, как сказано выше, преподавал у драматургов-заочников, поэтому естественно, базовой дисциплиной была «Теория драмы».
Однако, драматургию (другое название теории драмы, по аналогии с литературоведением — теорией литературы) стоит изучать не только тем, кто хочет создавать пьесы. Современная литература в большинстве своем именно драма, и все кто пишет романы, повести и рассказы (а также фельетоны, репортажи, очерки и посты в блоги) чаще всего имеют дело именно с этим родом литературы.
Литературных родов, как мы помним, три штуки: эпос, лирика, драма. Если разбивать их по техникам изложения, то эпос — это повествование и описание, драма — диалоги и монологи, лирика — стихи. Положа руку на сердце, сколько эпических произведений вы можете назвать? «Илиада» и «Одиссея» не в счет, поскольку уже там проступают черты драмы:
Слово окончил и сел Фесторид. И с места поднялся
Сын Атрея, герой Агамемнон пространнодержавный.
Гневом пылал он. В груди его мрачное сердце ужасной
Злобой наполнилось. Ярко глаза загорелись огнями.
Прежде всего он Калхасу ответил, зловеще взглянувши:
«Бед предвещатель! Хорошего ты никогда не сказал мне!
Вечно приятно тебе только бедствия людям пророчить.
Доброго слова ни разу ты нам не сказал, не поведал...»
... и так далее по тексту. Перед нами диалог, не так ли? А значит кусочек драмы. В эпической «Илиаде».
Пройдя полный курс «Теории драмы», студенты понимают, по каким законам строится сюжет, как создается конфликт, как произведение обретает форму, а стиль законченность и красоту. И самое главное они постигают законы драматического искусства.
Изучив теорию, можно переходить к практике: писать этюды, сценки, диалоги на заданную тему или ситуацию (предлагаемые обстоятельства в методике Станиславского), используя теоретический багаж. Попробуйте начать пьесу водевильно, смешно или трагически, при этом не обязательно ее заканчивать. Просто смотрите, как в реальности реализуются законы драмы. Публикуйте этюды в блоге и следите за реакцией на них друзей и подписчиков.
Методические рекомендации по «Теории драмы» самого Литинститута можно скачать здесь. Здесь лежат методические рекомендации дисциплины «Теория драмы» Московского государственного института культуры. А здесь объемистая Рабочая программа дисциплины «Теория драмы» Челябинского государственного института культуры. Фраза «теория драмы программа дисциплины» прекрасно гуглится, по ней находится масса программ, похожих на перечисленные выше.
Совет четвертый. Постоянно обращайтесь к классике
Литучащемуся необходимо как можно чаще обращаться к литературному наследию разных народов, исследовать форму и содержание лучших творений драматургии (или тех жанров, в которых он пишет). Только таким образом можно набрать себе базу и наметить ориентиры (авторов или произведения) в русле желаемой традиции: реализма, детектива, фэнтези, антиутопии, антиромана.
Овладев первоосновами, можно приступать к собственным новаторским поискам, ведь для того, чтобы изобрести что-то новое, нужно знать многое из старого.
На мой взгляд, садиться за собственное произведение стоит только после того, как будет четкое понимание того, из чего строится пьеса, из каких кирпичей и досок сложен ее каркас, как изменяется с течением времени глобальный литературный процесс, почему возникают новые жанры, а старые отмирают и уходят в небытие. А кроме этого, когда будет приобретена внутренняя готовность к труду и стойкий отказ от бездумного копирования (см. Совет первый).
Рекомендация Пименова: читать и перечитывать классику (пьесы), вновь читать и вновь перечитывать, проникаясь интересом к персонажам, сопереживая им, впуская в свой внутренний мир.
Совет пятый. Первые сюжеты берите из жизни
Дюма-отец, прежде чем стать романистом, сначала стал драматургом. Так получилось... Одной из первых пьес, написанных им, была «Генрих III и его двор». В ней, на манер шекспировских Генрихов, графы и бароны сражались на шпагах, осушали бочки вина и спасали прекрасных дам. Пьеса имела невероятный успех. Тогда что же насчет совета брать сюжеты из жизни?! Здесь нет противоречия, вот, что пишет в Википедии о «Генрихе III» Андре Моруа:
Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного — бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло — по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых».
Потом Дюма создаст еще несколько пьес, и в них речь пойдет о самой современной жизни, какую только можно вообразить. Вдогонку случится Июльская революция, в которой начинающий драматург примет самое деятельное участие. Благодаря этому, у него накопится много жизненного материала (махания шпагами, стрельбы из мушкетов и сражений на баррикадах), который он вставит в историческую оправу, и отдаст на суд читателя и зрителя, а те отблагодарят его горячими восторгами и любовью. Так что совет о сюжетах из жизни оправдал себя на практике бессчетное количество раз.
Начинающий автор, как правило, имеет в голове несколько блестящих идей, которые ему не терпится претворить в жизнь, бросить на бумагу. Пименов предостерегает от излишней торопливости:
Задача же сводится к тому, чтобы определить для себя первую творческую высоту и научиться шаг за шагом подниматься к ней. Надо профессионально подготовиться к этому: уяснить, что же такое драматический конфликт, какова его природа в разные эпохи, как обеспечить объективный ход сценического действия, когда автор, устранившись из пьесы, в то же время проводит в ней свою четкую авторскую позицию, придает изображаемому неповторимую субъективность, признак подлинного искусства. Надо, к примеру, знать и то, что ремарка (когда герои молчат) — тоже действие.
А вам известны законы, по которым строится драматическое произведение? А теорию драмы изучали?
Подробнее https://hebe-frivolous.livejournal.com/38354.htm...