Российский детектив про маньяка, увидевший свет в 2021 году, если сказать кратко. Но фильм представляет собой нечто большее, рассказывая о выборе, падении и возмездии. Примечательно, что это первый полный метр от клипмейкера Ладо Кватании. Слово "клипмейкер" скорее пугает, так как ожидаешь упора на визуальную составляющую и только, но, поверьте, это не тот случай.
Действие происходит в 1981-1991 годы в СССР, и зрителя ожидают временные скачки в этом периоде времени, поскольку убийство, происходящее в 1991 году, явно указывает, что преступник — серийный убийца, почерк абсолютно идентичен. Да вот незадача, он уже пойман! Неужели следователь Исса Давыдов (Нико Тавадзе) ошибся и схватил невиновного?
Кроме непосредственно детективной линии раскрывается образ Иссы, персонаж получает сильное развитие. На него давит начальство, у него непростые отношения с женщинами; будучи на вершине карьерной лестницы, он вполне может сломать шею, скатившись с нее.
Атмосфера тревожности и отчаяния сильно ощущается ближе к концу истории, создавая сильный контраст с флешбэками в прошлое, где расследование еще на первом витке расследования, и молодой помощник Давыдова Важняк (Евгений Ткачук) с обожанием смотрит на Иссу, обучаясь у него криминальной работе.
История очень хороша, сценарий принадлежит самому 35-летнему режиссеру и 39-летнему соавтору Ольге Городецкой. Много загадок, запутывающих зрителя, интересное смешение детектива, драмы и психологии, а кроме того есть осмысление некоторых важных вещей, которые человек может понять раз в жизни, а может и не понять. Смешение жанров - штука интересная, и далеко не у всех получается соединить их в правильных пропорциях. Тот редкий случай, когда это удалось!
Мне было интересно упомянуть возраст создателей, поскольку выбран поздний СССР, в котором они не жили в сознательном возрасте. Использовано популярное антисоветское клише, когда люди, жившие в ССРР, делали что-то достойное (ловили убийц, например) не благодаря, а вопреки. И в этом фильме начальство требует поскорее найти и посадить преступника, угрожая и давя на следователя. В самом расследовании применяются очень жесткие методы допроса, настоящие пытки, проводящиеся даже не в участке, а, например, прямо в доме, где задержан подозреваемый, час за часом из него выбивают признание, создавая впечатление, что это не исключение из правил, а повсеместно принятая практика.
Понятно, что надо бы абстрагироваться от страны и времени, наслаждаясь страшноватой тягучей атмосферой, но выбраны именно эти страна и время, поэтому недовольство части зрителей определенно будет, поскольку это фактически участие в идеологической борьбе, как ни отмахивайся, мол, да какая вам разница, где и когда происходит действие. Понятно, что делается это как раз из большого интереса к СССР, в котором к тому же существовали такие маньяки, как Чикатило (хронология и имя следователя в фильме те же) и Сливко.
Однако, с поправкой на то, что действие намного органичнее смотрелось бы в период с 1991 по 2001 годы, особых нареканий к фильму нет. Замечу только, что опять же не каждому понравятся скачки туда-сюда во времени. Но, с другой стороны, уж очень интересным получается повествование, построенное именно таким образом. Линейная история не смотрелась бы настолько эффектно.
К актерам претензий вообще никаких нет. Нико Тавадзе в главной роли впечатляет, эффектный броский следователь с суровой, даже хищной внешностью, за которой прячется уязвимость. Отлично сыграл и Евгений Ткачук. Хорошо поработали гримеры, успешно меняя образы героев для различных временных промежутков. Особенно Ткачук забавен с несколько нелепой стрижкой в более ранние годы. А какой шикарный Даниил Спиваковский в роли подозреваемого! Из актрис выделяется Юлия Снигирь в небольшой роли роковой женщины.
Несомненно, вы усмотрите некоторые отсылки к известным фильмам, а здесь и сам Кватания подробно рассказал, какими лентами вдохновлялся: «Олдбой», «Груз 200», «Помни»: каким кино вдохновлялся режиссер арт-триллера «Казнь» Ладо Кватания. Интересен в конце статьи полный список лент, которые Ладо Кватания попросил посмотреть съемочную группу «Казни». Несмотря на то, что автор — поклонник корейского кино, фильм получился впечатляющим и достаточно самобытным в русских декорациях.
Не должно пугать, что лента с давящей, гнетущей атмосферой, это не "чернуха" в негативном значении этого слова, а довольно хорошая, стильная работа, которую можно смело рекомендовать к просмотру.
Подробнее https://arisoll.livejournal.com/51032.html?m...
Детективный ребус в советских реалиях: фильм «Казнь» от режиссёра Ладо Кватании
2022-07-22 09:01:14