Мультсериал „Family Guy“ – забавная штука. Это не шедевр, подобный Adventure Time и Futurama, не апология конформизма, в стиле Simpsons (кстати, вы знаете, что впервые Гомер Симпсон появился в романе Натаниэла Уэста «День саранчи», в 1939 году?), не вонючее фашистское дерьмо, типа South Park и Rick & Morty, а нечто, совмещающее сразу всё и ускользающее от определений. Рядом с Family Guy располагается American Dad, менее радикальная, более политически внятная, более занимательная и значительно менее амбивалентная серия тех же авторов, в которой они, авторы, разъясняют то, что не смогли объяснить в Family Guy.
Развивался Family Guy достаточно интересно. Сначала это было откровенное подражание «Симпсонам», но к финалу третьего сезона серии сериала стали намного более саркастичными и умными. Потом Family Guy закрыли и возродили спустя какое-то время уже в новом формате, сильно изменив характеры персонажей и правила существования во вселенной сериала. Но я хотел сказать не об этом. А о том, что в одной из серий одного из сезонов один из самых вменяемых героев, нимфоманиак Глен Куагмайер, категорический сторонник республиканской партии и ветеран корейской войны, обмолвился, что его любимый фильм – «Ночь в музее». Меня это заинтересовало, потому что о существовании такого фильма (и даже франшизы) я слышал, но саму картину не видел. Я покопался в памяти, и обнаружил, что, хотя я неплохо знаю интеллектуально-развлекательный кинематограф США 80-х и первой половины 90-х, но почти ничего не знаю о том, что случилось после 1995 года. И я попробовал посмотреть.
Ну что сказать... Это был интересный опыт. «Ночь в музее», как я и предполагал, оказалась безграмотной патриотически-конформистской чушью со спецэффектами и тошнотворной назидательностью в манере незабвенного рождественского трэша «Эта замечательная жизнь», но, скажем, «Джуманжди» 1995 года был похитрее. Да он, похоже, был и остаётся популярнее «Ночи в музее», если судить по количеству продолжений. К тому же, там в главной роли снялся не низкопробный Бен Стиллер, а пользовашийся всеобщим (непонятным для меня) уважением Робин Уильямс (кстати, в одной из серий Family Guy его высмеяли весьма злобно). В «Ночи в музее» Робин Уильямс тоже блистал, в роли чучела Президента Тэдди Рузвельта, но, к счастью, это вполне второстепенная роль. Но тут этого ребячливого милашку вынесли в центр фильма.
Режиссёром на «Джуманджи» был Джо Джонсон, один из выкормышей Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга, естественно, типичный ультраправый функционер Голливуда. Он же автор разухабистого «Дорогая, я уменьшил детей» с отчаянно кривляющимся Риком Моранисом и качественного «Ракетчика», в котором патриотично настроенные американские гангстеры плечом к плечу с агентами ФБР и Говардом Хьюзом (коий в реальности был безоговорочным поклонником Адольфа Гитлера) сражаются с гитлеровскими шпионами в 1939 году. Намёк, в общем, прозрачен: спецслужбы в содружестве с ультраправыми индустриальными магнатами защищают США от Всемирных Злодеев, а Голливудские Коммунисты, разоблачённые в своё время Комиссией Маккарти, помогают нацистским шпионам. Но фильм славный, хорошо смотрится. Хотя публике он, кажется, не понравился.
Ну вот. А в «Джуманджи» Джо Джонсон окучивает юную аудиторию. Причём, похоже, что авторы фильма заранее перечитали монографию Зигфрида Кракауэра «От Калигари до Гитлера» и постарались создать нечто по хорошо проверенным образцам. Сначала мы видим жестокого высокомерного отца, который садистски измывается над сыном, ломая его об колено, а мальчик, естественно, бунтует, не хочет быть сломанным. Проходят года, и бывший мальчик, ставший Робином Уильямсом, с традиционным набором гримас беспечно-весёлого гомосексуалиста, узнаёт, что папа его любил и желал ему только хорошего! И даже умер от огорчения, когда ему не удалось додавить мальчика до состояния пюре. «Понимаете, - объясняют авторы фильма детям – Когда люди, обладающие властью, унижают вас или калечат, они делают это не ради удолетворения своего садистского наслаждения властью и даже не ради своей выгоды. Они вас любят! Не сопротивляйтесь изнасилованию, вам со временем понравится». По-моему, это просто прекрасно.
Расизм, сексизм и прочие радости правой идеологии в «Джуманджи» тоже присутствуют, но они не так выпячены напоказ, они подаются, как нечто, само собой разумеющееся – как норма, которую даже обсуждать бессмысленно. Плюс феерически мерзкие дети в главных ролях. Для советско-российского кино это норма, но для голливудского, где дети-актёры талантливы и обаятельны – совершенно оригинальный концепт. Поразительно – для этого фильма изуродовали юную Кирстен Данст, ставшую впоследствии хорошей актрисой и вполне себе красоткой. Здесь, в «Джуманджи», она совершенно картонная, с мимикой деревянной куклы и пустыми глазами. При этом, отвратительные дети-актёры ещё должны и произносить реплики, свидетельствующие о гнусности персонажей. Например, они кривляются и острят, когда заходит речь о смерти их родителей. Ничего удивительного, что по ходу фильма один из детских персонажей обретает свой истинный облик, превращаясь в пискливого гоблина с затычкой в заднице. Родители, напоминают нам авторы фильма, прекрасны и мудры, даже когда издеваются над вами. А вы, детишки, просто мусор, запомните это.
Ужасное качество спецэффектов, ужасное даже для 1995 года, плюс полная хаотичность развития сюжета и немотивированность действий персонажей свидетельствуют о том, что развлекательность фильма авторов не особо интересовала – донести идеологический посыл было гораздо важнее. Пожалуй, это самый гадкий из виденных мною фильмов, снятых под патронажем Спилберга.
Полагаю, что и другие голливудские фильмы категории «развлечение для всей семьи», выпущенные после 1995 года, стоит посмотреть. Впереди у меня «Один дома», «Деннис-мучитель» и, наверняка, много других, не менее ярких, блокбастеров. Вполне вероятно, они не в меньшей степени помогут разобраться в генезисе феномена Дональда Трампа.
Подробнее https://alexander-pavl.livejournal.com/224100.ht...
Забавные игры
2021-01-12 10:02:39