Ганнибал-Миккельсен в образе пьющего школьного учителя
Сейчас в кинотеатрах и на онлайн-платформах можно посмотреть фильм «Еще по одной» датского режиссера Томаса Винтерберга, идеолога «догматиков»: это он в 1995 году вместе с Ларсом фон Триером придумал направление «Догма 95», подписал дерзкий манифест объединения и с тех пор прослыл авангардистом, сто раз нарушив свои же заповеди. И хотя к Ларсу фон Триеру и некоторым фильмам Винтерберга (чего стоит его конъюнктурный «Курск») я отношусь вполне однозначно, его новая работа «Еще по одной» произвела неоднозначное впечатление.
Зачин простой: скромный учитель истории вместе с коллегами начинает выпивать, чтобы проверить на себе теорию модного психолога о пользе половины промилле алкоголя в крови. Их четверо, веселый квартет: историк + психолог + музрук + физрук. У кого-то семьи, кто-то одинок, все несчастны. Друзьям где-то за 40 – возраст, когда одни жизнь только начинают, а другие сбиваются со счета и пускаются во все тяжкие.
В главной роли снялся Мадс Миккельсен, в прошлом игравший рецидивистов (как в криминальной трилогии «Дилер» Рефна) и Ганнибала Лектера в сериале «Ганнибал», и вот доигравшийся до роли школьного учителя.
Еще любопытно, что Мадс учился в балетной школе, в молодости был танцором и женат на хореографе, поэтому от его джаз-балета, о котором идет речь в начале фильма, ждешь чего-то фееричного, но по секрету скажу, что феерии так и не случается.
Вообще у комедии про алкоголиков может быть один-единственный фееричный счастливый финал: когда алкоголики бросают пить. Как же мы привыкли к тому, что в фильмах про пьяниц непременно должна быть мораль. Но это не тот случай. Сначала это возмущает, но потом думаешь: может, это и хорошо? Ведь и так сегодня из каждого утюга все вещают о том, как тебе жить, а тут режиссер решил наплевать на нормы и обойтись без всего этого околонравственного занудства.
Ну, подумаешь, школьные учителя спиваются – «вся страна спивается», как говорит главному герою его красивая жена. Критики от фильма в восторге, зрители тоже, рецензенты на youtube копируют киноплакат с бутылкой. Все счастливы, у всех всё хорошо.
Особенно актуален этот фильм в пандемию, когда ты сидишь дома серьезный и трезвый, а до тебя то и дело доносятся отголоски народных бунтов в Лондоне, Марселе, Тель-Авиве, где жители негодуют против закрытия баров и ресторанов. Все-таки совместное распитие крепких спиртных напитков – это новая религия, а среди ее миссионеров – лучшие люди: вместе с Винтербергом здесь вся честная компания во главе с «победителем Второй мировой войны» Черчиллем, Хемингуэем, Рузвельтом и другими известными алкоголиками.
«И еще раз учиться» – все эти ленинские заветы остались в XX веке, сейчас школьникам предлагается глотнуть перед экзаменом для храбрости, а потом пробежать эстафету за ящик пива (не очень поняла эту причудливую скандинавскую забаву, ну да ладно).
Но не моралей я ждала от этого фильма, а Копенгагена. И даже получила его в виде пьяной сцены в сети супермаркетов Irma (у меня где-то валяется их смешная открытка). Еще было беглое упоминание Христиании в одном из диалогов и, кажется, на этом всё. А ведь Копенгаген ассоциируется с удивительным оперным театром, с симпатичными галереями дизайна и современного искусства, с джазовыми клубами (в том числе с легендарным Jazzhus Montmartre, где было записано немало лучшей музыки на свете), с замечательным художественным музеем, где висит «Меланхолия» Кранаха, с Синематекой… В общем, копенгагенским учителям и ученикам в принципе есть чем заняться, но они выбирают «еще по одной».
Что ж, успехов, счастья, здоровья, а я лучше пойду и пересмотрю прошлогоднюю «Золотую перчатку» Фатиха Акина или «Покидая Лас-Вегас» с Николасом Кейджем – пьянству как-то больше идет не комический, а трагический финал.
Подробнее https://kinoah.livejournal.com/22625.html?me...