сегодня - три фантастических фильма о конце света.
все три чем-то хороши, но кроме темы, у них есть еще кое-что общее.
каждый из них в какой-то мере road movie.
в каждом немалую роль играет музыка - и всякий раз это реализовано по-разному.
поэтому я на сей раз скриншотов не прилагаю, а видео с музыкой - да, по одному к каждому фильму.
фильмы выкладываю в хронологическом порядке, сравнивать их достоинства сложно, во всем, кроме упомянутого, они очень разные. но скорее всего - качество несколько убывает от начала к концу.
На берегу
On The Beach
1959, режиссер Стэнли Крамер
1964 год, меедленный конец света.
северное полушарие уже объято радиацией так, что не выжить. к Австралии подберется месяцев через пять.
население уже подумывает о таблеточках, чтобы в случае чего безболезненно уснуть навсегда.
к берегам Америки отправлена подводная лодка - принят сигнал оттуда, где уже не должно быть никого живых. заодно разведать, нет ли где укромных уголков с пониженной радиацией.
на ней отправились три человека, о которых нам рассказывает сюжет наиболее подробно.
молоденький офицер Питер Холмс (Энтони Перкинс), оставивший жену Мэри (Донна Андерсон) и маленькую дочку Дженнифер, с условием, что к концу света он к ним вернется.
капитан подлодки Дуайт Тауэрс (Грегори Пек), потерявший всю семью. незадолго до поездки он познакомился в гостях у Холмсов с Глорией (Ава Гарднер), разочарованной, выпивающей, не ждущей более ничего хорошего. она зацепила его искренностью и какой-то бесшабашностью, да и сама после знакомства как будто расцвела и успокоилась.
и ученый, конструктор автомобилей, гонщик-любитель Джулиан Осборн (Фред Астер), когда-то влюбленный в Глорию, а теперь просто друг.
апокалиптическая фантастика 70-летней давности оказалась вневременной. такое там настроение, такая атмосфера, что практически неважно, когда это могло или может случиться.
главное вот что: провести то, что тебе осталось, так, чтоб уже не о чем было жалеть. и уйти легко. и желательно не в одиночестве.
солнечные дни, море, яхты, гонки, вечеринки - все это с виду беззаботное и незамутненное, когда еще несколько месяцев впереди, и кажется, что эта угроза - просто морок, наведенный кем-то злым и завистливым. и те, кто не углублен в проблему профессионально, порой даже не верят, что все кончится.
а где-то на другом континенте уже пустые улицы, и случайно собранная стечением обстоятельств конструкция имитирует маленький кусочек жизни.
и каждый выбирает для себя момент, который станет последним.
наверное, напоминать, что в фильме превосходный актерский состав - излишне. все вписались в эту душевную историю. непривычным для меня был Астер, очень глубокая и интересная личность получилась. Пек и Гарднер - чудесная пара, два одиночества, которым выпало мало времени, но - много, если говорить о чувствах. и милейшая молоденькая парочка Холмс, которая не совсем выдержала испытание ожиданием, но сохранила единство.
особенность этого фильма в том, что весь он сопровождается одной-единственной мелодией в разных вариациях.
это Waltzing Matilda - песня австралийских поселенцев, берущая начало из кельтского и шотландского наследия, сочиненная в конце 19 века. на самом деле никакая Матильда в ней не вальсирует, Матильдой тут назван заплечный мешок бродяги, в котором иногда случается кусок бараньей туши. песню считают неофициальным гимном Австралии, но наверное для этого фильма в ней самое главное - последняя строка: You’ll never catch me alive — Меня вы живым не возьмёте. это более поздняя версия финала песни, который в авторском варианте звучал куда более безнадежно.
видео длинное, сначала в сцене рыбалки звучит нестройное и слегка навеселе рыбацкое исполнение песни, а вот ближе к концу в интимной обстановке (3.57) - уже более романтический вариант.
Ищу друга на конец света
Seeking a Friend for the End of the World
2012, режиссер Лорин Скафария
думаю, каждый не раз задумывался, а что он будет делать, узнав точную дату конца света? и не от сектантов и не из календаря майя, а от официальных новостных агентств.
кто-то пустится во все тяжкие, пойдет громить витрины, закидываться всеми возможными веществами, участвовать в оргиях, а кто-то решит, что настало время повидать родных, побыть с любимыми, навести в душе порядок.
заворачиваться в белую простыню и ползти к кладбищу - что может быть скучнее?
от Доджа (Стив Карелл) именно теперь уходит жена, и это совершенно лишает его какой-либо решительности. но случайное знакомство с взбалмошной соседкой Пенни (Кира Найтли) отвлекает его от страданий. Пенни обожает виниловые пластинки, пытается выгнать парня-нытика, а еще она страдает расстройством сна - если сможет уснуть, то ее из пушки не разбудишь.
а до катастрофы уже включен обратный отсчет. на момент начала фильма - три недели. космическая экспедиция по обезвреживанию метеорита, падающего на Землю, потерпела крах.
место падения метеорита не разглашается - причины понять можно, но и совесть надо иметь. те, кто в курсе, небось эвакуировались куда побезопаснее.
остальным придется жить с этим, и никаких мер принять нельзя - не имеет смысла.
оказалось, что у Пенни есть некая вина перед Доджем, и чтобы ее загладить, они пускаются в небольшое путешествие. и, начав поездку как просто недавние знакомые, по пути они многое узнают друг о друге, и это меняет их взаимоотношения, цели и приоритеты в подготовке к концу света.
непритязательное и не слишком серьезное, но довольно теплое и забавное кино.
а еще я увидела, что плачущая Кира Найтли - совсем не Кира, а кто-то другой.
а унылый Карелл в лице практически не меняется. но все равно он милый.
учитывая любовь героини к пластинкам, которые она готова таскать за собой полфильма (но это ей не слишком удается), можно ожидать, что фильм будет содержать немалое количество мелодий разных стилей и эпох, преимущественно с ноткой ностальгии.
так оно и выходит. помимо неплохой фоновой музыки авторства Rob Simonsen & Jonathan Sadoff, нам включат и The Beach Boys, и INXS, и Herb Alpert & The Tijuana Bras.
а я выбрала песню группы The Hollies под названием The Air That I Breathe, потому что под нее подобрано неплохое видео из фрагментов фильма.
(заменила, надеюсь, это воспроизводится)
Полночное небо
The Midnight Sky
2020, режиссер Джордж Клуни
30-летний ученый с громоздким именем Августин Лофтхаус (Джордж Клуни) маниакально ищет землянам планету, годную для колонизации. зачарованная его лекциями Джин Салливан инициирует с ним близкие отношения, но когда вопрос об их совместном будущем встает ребром, убеждается в его упертом работоголизме и отступает, решив налаживать свою жизнь самостоятельно.
спустя тридцать лет Августин - полуживой бородатый старик, живущий за счет диализа.
на открытый им годный для колонизации спутник Юпитера была отправлена разведывательная команда, она одобрила переселение, но не дождавшись возвращения миссии, с Земли спешно улетают люди - здесь уже такая радиация, что выжить невозможно.
на планете, где-то на арктической станции, остается один человек - Августин. зная о своем близком конце, он решает остаться на родине.
один среди льдов, в относительном комфорте, пытаясь иногда поймать связь с космическими кораблями, а чаще лежа в медицинском кресле опутанным трубками, Августин тихо влачит свои дни, пока на кухне не натыкается на девочку в желтом платье (хорошая, кстати, юная актриса - Кэлин Спрингэлл, запомним это имя).
в это же время с Юпитера летит корабль "Эфир" с результатами разведки, но он не может связаться ни с одной базой, при этом вынужден лететь через мало известные науке области космоса, и в связи с этим несет определенные потери.
пока смотрела, в голову пришло огромное множество фильмов, фрагментарно или идейно схожих. тут можно усмотреть и Гравитацию, и Интерстеллар, и Марсианина, и Луну 2112, и Человека на Луне, и еще пяток фильмов. но в целом сюжет достаточно самостоятелен, и это не плод размышлений самого Клуни - в основе лежит книга «Доброе утро, полночь» Лили Брукс-Долтон.
некоторые претензии к сценарию у меня есть - в начале как-то все очень разрозненно, непросто выстроить все сюжетные кусочки в одну историю. ну и диалоги какие-то очень шаблонные, порой лучше молчать, чем говорить (и одна героиня этим успешно пользуется). есть провисания темпа в совершенно неподходящих местах, но видимо - для усиления восприятия.
здесь есть достаточно трогательная история и множество фантастических допущений, перечислять которые бесполезно, вся история - сплошное допущение.
две линии когда-то должны пересечься, и когда это случается, многие несообразности исчезают, и зритель уже склонен простить какие-то искусственные конструкции, придуманные ради вот этой развязки - не самой оптимистичной, но достаточно емкой по смыслу и очень настроенческой, во многом благодаря следующему пункту.
какие-то моменты буквально вытащены гениальной музыкой Деспла на новый уровень. и тревога, и ожидание, и надежда, и игра с зелеными горошинами - музыка делает половину успеха. это не тот случай, когда музыка так органична, что ее не замечаешь. это тот вариант, когда упиваешься музыкой, осознавая, что все происходящее просто становится реальнее и душевнее с ее помощью.
а когда на "Эфире" случается один из самых эмоциональных эпизодов, один член экипажа ставит для других, находящихся в открытом космосе, песню Sweet Caroline - и все радостно подпевают, не боясь ничего и полагая, что уже все хорошо. эту же песню пели в баре герои фильма Красивые девушки, а поскольку я его смотрела недавно, то сразу же вспомнила момент встречи старых друзей.
на видео песня с 0.30. и, честно говоря, когда я ее сейчас включила послушать, меня нехило так проняло. потому что знаю, что дальше будет.
Подробнее https://aeruphobia.livejournal.com/159297.html...
песни конца света
2021-05-14 19:34:19