Решил наконец познакомиться с миром Стар Трека и начал с самого-самого первого, того, что аж из 60-х. Если коротко: понравилось. Да, картинка, конечно, по современным представлениям выглядит довольно скромно. Декорации явно картонные, особенно там, где герои высаживаются на другие планеты. Но тут стоит немного сменить оптику и воспринимать показанное не как «настоящий фильм» а скорее как «телеспектакль», вроде легендарного проекта «Этот фантастический мир», что снимали на советском телевидении в 80-е. Сюда же стоит отнести и чересчур яркую цветастую картинку, и назойливое звуковое сопровождение, подчёркивающее драматические сцены (сейчас такой приём используют разве что в пародийных целях).
Тем не менее, древний «Стар Трек» хорошая иллюстрация того, что декорации, грим и спецэффекты – дело, конечно, важное, но их условность или вовсе отсутствие не так раздражают, если компенсируются увлекательной, хорошо прописанной историей и интересными персонажами. А истории в сериале действительно хороши… по большей части; есть несколько проходных эпизодов, особенно в третьем сезоне, который смотрится несколько слабее первых двух. Плюс, как оно часто бывает, те научно-фантастические сюжеты, которые в конце 60-х годов впечатляли своей свежестью и оригинальностью, сейчас, увы, воспринимаются скорее как штампы. Но всё же – в историях есть интрига, есть развитие сюжета, есть сложные персонажи со своей продуманной, логичной мотивацией, которая приводит к закономерным, ненадуманным конфликтам, и они вызывают интерес, хочется увидеть, как герои их разрешат.
Ещё после современных сериалов очень бросается в глаза тягучесть повествования, когда в развитии сюжета и персонажам, и зрителю всё уже ясно и пора переходить к кульминации, но вместо этого герои теряют темп: на что-нибудь отвлекаются, по второму-третьему разу рассказывают друг другу о том, что происходит (хотя, возможно, это такое следствие представления создателей сериала об интеллектуальном уровне аудитории, обязательно надо всё разжевать). Очень часть возникает стойкое ощущение, что короткую историю, годную для рассказа, пытаются растянуть на повесть, и что почти из каждой серии можно спокойно, без последствий для сюжета, вычеркнуть 10-15 минут.
Также по современным меркам странновато смотрится то, что серия обычно сосредоточена строго на одной истории, без параллельных линий (сейчас так делают разве что только в процедуалах, да и даже там стараются что-нибудь добавить), и во всём сериале в целом практически полностью отсутствуют сквозные сюжетные линии и сквозные второстепенные персонажи, появляющиеся в разных сериях. Каждая серия строится точь-в-точь как в классическом ситкоме: возникает некая коллизия, связанная с появлением новых персонажей, в финале коллизия разрешается, при этом сохраняется ровно тот же самый порядок вещей, что был до неё, а то, что происходило в одной серии, никак не влияет на другие и никогда не упоминается. За очень-очень редкими исключениями. И да, регулярные столкновения землян с враждебной расой клингонов я бы не назвал сквозной сюжетной линией, это скорее просто часть лора.
***
К персонажам. Основная группа персонажей сериала представляет собой классический мужской военный союз, как будто прямо перекочевавший из сказки про семерых богатырей, и занимаются они ровно тем, чем им положено, то есть всяческими приключениями, путешествиями в неведомые земли, войной и схватками с чудовищами.
Повествование в основном концентрируется на трёх героях: капитане Кирке, старшем помощнике Споке и докторе Маккое. Именно они постоянно попадают в самую гущу событий и на них падает львиная доля приключений, с чем связан странноватый на первый взгляд сюжетный выверт: на все миссии, неважно разведывательные или медицинские, даже на банальное собирание минералов непременно отправляется весь командный состав корабля. Тут хороши видно, как логика сюжета, базирующегося на приключениях мужского воинского союза, вступает в противоречие с логикой армейской дисциплины и субординации. Предводитель мужского воинского союза и его ближайшие соратники должны постоянно демонстрировать отчаянную храбрость и молодецкую удаль, первыми очертя голову кидаться в бой и лично браться за любые задания, ведь именно на этом зиждется их авторитет. А в армии предводитель должен держаться на расстоянии от поля боя и следить за правильной организацией, а на разведку и особые миссии отправлять специально отобранные и подготовленные отряды.
Но в сериале наблюдается парадоксальная ситуация – нам показывают современную армейскую структуру, с вертикальной структурой подчинения и узкой специализацией, которая при этом постоянно ведёт себя как мужской воинский союз из времён сказочной архаики, что придаёт происходящему несколько сюрреалистический оттенок. Впрочем, тут стоит заметить, что на практике соотношение между армией и мужским воинским союзом – это отдельная большая и сложная тема. Потому что действительно во время армейской службы и в обстановке боевых действий внутри армейских структур возникают сообщества, восстанавливающие архаические практики, и армия вынуждена не только мириться с этим, но и использовать. И сами понятия «боевого братства» и «чувства локтя» апеллируют скорее именно к такому образу мышления, а не к идее беспрекословного вертикального подчинения, когда солдаты выступают своего рода шахматными фигурами, которым начальство может манипулировать как угодно.
Возвращаясь к персонажам. Если изначально основных героев было только трое, то со временем до создателей сериала начала доходить та же простая истина, которую в свое время осознал Дюма-отец: для создания гибкой и разнообразной системы взаимодействия характеров внутри воинского союза недостаточно трёх человек, им обязательно нужен четвёртый, причём находящийся от них немного в стороне, не совсем вписывающийся в их компанию. В качестве такового к троице присоединяется главный инженер Скотти, который находится в инженерном отсеке, а не на капитанском мостике с Кирком и Споком (главный врач, кстати, на мостике проводит чуть ли не столько же времени, сколько и в лазарете), подобно тому как д’Артаньян служит в иной роте, чем его друзья. При желании можно попробовать провести и прямые параллели с мушкетерами, вроде того, что сдержанный и замкнутый Спок напоминает Атоса, а ироничный доктор – Арамиса, но это уже опционально.
***
Ещё одна особенность мужского воинского союза состоит в том, что он _мужской_. Я понимаю, что это звучит в стиле «Капитан Очевидность докладывает», но по этому поводу часто возникает недопонимание, и, например, Джону нашему Толкину то и дело прилетает за то, что на девятерых Хранителей Кольца приходится ровно ноль персонажей женского пола. Только вот проблема-то в том, что Хранители – типичный мужской воинский союз, в котором женщина может появиться либо только как помощница по хозяйству (см., опять же, сказку про семерых богатырей), либо как любовный интерес одного из членов союза. Всё. Полноценным членом мужского союза женщина быть не может, иначе получается совсем другая история.
Авторы сериала попытались ввести в мужской коллектив связиста Ухуру (заодно отвечающую за представительство афроамериканцев), и та действительно пытается выполнять функции члена воинского союза: участвует в миссиях, вступает в боестолкновения, помогает капитану и так далее, но видно, насколько сценаристы тяготятся этой героиней и не понимают, что с ней делать. В первых сериях ее даже пытались вовлечь в романтические отношения со Споком, но быстро поняли, что такая попытка просто уничтожит саму идею о приключениях замкнутой, однородной и не изменяющейся группы, поэтому просто сделали вид, что ничего такого никогда не было.
Что же касается внешних романтических связей, то их тут более чем достаточно. В каждой второй серии, если не чаще, появляется прекрасная дама со своей сложной предысторией и, разумеется, вступает в отношения. Обычно с капитаном Кирком. Иногда (редко) перепадает Маккою или Споку. Но в конце серии вспышка чувств непременно оборачивается пшиком, а к следующей серии капитан уже забывает о своей былой любви и запросто пускается в новые отношения, как этакий космический Дон Жуан.
И опять, как и в случае с участием командного состава корабля в миссии, появляется противоречие между архаическим и современным мировоззрением. Классический образ идеального офицера, каким он сложился в современной культуре, предполагает сдержанность чувств и дисциплинированность; такой человек должен либо состоять в строгих моногамных отношениях, причём официально оформленных, либо полностью отдавать себя службе, избегая любых «порочащих его связей» (тут стоит вспомнить хотя бы как в экранизации «Семнадцати мгновений весны» у Штирлица отобрали любовницу, а вместо неё вручили очень драматичную, хотя и совершенно нереалистичную встречу с женой в кафе). Напротив, предводитель мужского военного союза должен постоянно и демонстративно кадрить прекрасную даму каждый раз, когда предоставится такая возможность, а потом также откровенно, напоказ расставаться с возлюбленными и возвращаться к мужскому братству (см. песню «Из-за острова на стрежень»), это важнейшее условия для поддержания его авторитета.
В сериале, правда, пытаются (не особо убедительно) объяснить ту лёгкость, с которой капитан Кирк расстаётся с очередной «подругой» тем, что, дескать, он посвятил свою жизнь Звёздному Флоту и у него настолько прочная эмоциональная связь со своим кораблём, что в сердце капитана не места для других отношений. Но на самом деле очевидно, что «корабль» в данном случае выступает эвфемизмом для того самого мужского союза, которому капитан принадлежит, а сердце его целиком занято эмоциональными связями с членами этого союза, в особенности со Споком. Вот уж где действительно длительные, глубокие, искренние отношения (и очень убедительно прописанные сценаристами, гораздо лучше, чем любые отношения с женщинами). Они представляют собой, опять же, вполне классическую пару друзей-воинов, своего рода местные Ахилл и Патрокл или, учитывая любовь создателей сериала к библейским аллюзиям, Давид и Ионафан. И если рассматривать сериал с точки зрения отношений, то он предстаёт трогательной историей о том, как капитан Кирк раз за разом сначала вступает в связь на стороне, а затем возвращается к своему старпому, потому что их дружба прочнее романтических отношений с женщинами.
Кстати, глядя на такой сюжет, поневоле задумываешься о том, что само представление о «традиционной семье», да и прочих «традиционных ценностях» - явление сравнительно недавние и свойственное определённой региональной культуре, в нынешнем виде окончательно сформировавшееся только после европейской Реформации. А мужские военные союзы уходят в глубь тысячелетий, в сказочную древность, и существовали они, насколько известно, практически повсеместно, вот уж где действительно Традиция.
Интересно, что сейчас современный кинематограф пытается инвертировать этот сюжет, создавая истории о женских военных союзах – «Ангелы Чарли» или «Хищные птицы», и получается не особо-то удачно. Наверное, потому что есть всё-таки в этой идее «сделаем так же, как у них, только с обратным знаком», что-то глубоко вторичное, такой подход всегда уступает оригинальному. Кроме того, как мне кажется, создатели этих фильмов не особо-то представляют, как функционирует военный союз, в отличие от сценаристов Стар Трека. Хотя желание перевернуть чисто мужской сюжет, в котором женщины появляются исключительно как предмет мимолётного романтичного интереса, вполне можно понять, но только вот когда в творчестве главной мотивацией оказывается ответ обидой на обиду, получается нечто вторичное и неинтересное.
Жаль, потому что можно ведь не использовать уже созданное, получая бледную копию, а вспомнить, например, что помимо мужских воинских союзов в истории существовали и женские союзы, строившиеся на других принципах, просто о них гораздо меньше известно (грамотой владели в основном мужчины, вот и писали только о своём, о мужском). Вот, например, сняли же недавно «Гамлета» с точки зрения Офелия (говорят, не очень хорошо получилось, но не знаю, я не смотрел), почему бы не снять, например, «Макбета» с точки зрения ведьм?
И завершая разговор о женских персонажах в Стар Трек. Странновато, конечно, смотрится то, что женская часть экипажа корабля носит в качестве униформы мини-юбки, причём совсем мини-мини, в то время как мужчины ходят в куда более функциональном обмундировании. Впрочем, это ещё ладно, второстепенные-то женские персонажи и вовсе щеголяют повышенной степенью раздетости. При этом все актрисы как на подбор – стройные и обезжиренные, воплощённые грёзы Ивана Ефремова о будущих экипажах межзвёздных судов (Ефремов, кстати, часто приходит на ум при просмотре сериала, и даже не в отношении конкретных сюжетов или персонажей, а самой атмосферы). Что создаёт непредумышленный и вряд ли сознаваемый создателями сериала забавный эффект – женщины в сериале выглядят заметно более подтянутыми и спортивными чем мужчины, и по своим внешним данным даже, пожалуй, больше похожи на военнослужащих. А вот в современных сериалах такого не увидишь. Преодоление гендерных стереотипов парадоксальным сказалось и на том, что если раньше актёр мог себе позволить дряблое брюшко или лёгкую сутулость, в то время как актриса должна была тщательным образом следить за фигурой, то вот теперь требования к физическим кондициям в отношении мужчин стали такими же как и для женщин.
Подробнее https://olnigami.livejournal.com/358153.html?...
Сериал «Стар Трек», древние сезоны, часть 1
2021-05-20 14:04:17