Написано 22.06.2021, в день памяти и скорби.
Сегодня памятный день и не сомневаюсь в том, что в телевизоре началась вакханалия "Памяти и Скорби". И ведь действительно - очень важный день, но... Эти телевизионьщики, киноделы и прочие пиарменеджеры опошляют священные даты. Даже не опошляют - оскверняют. Мне порой кажется, что у нас, у нашего народа и нашей культуры, украли что радость Дня Победы, что скорбь 22 июня. Выхолостили, произвели отчуждение, извратили самый смысл той эпохи, той Войны.
Терпеть не могу современные отечественные фильмы о Войне, которая началась ровно 80 лет назад. У нас кинематограф в целом находится в глубоком кризисе, ну а всё, что касается войн, политики и истории - это просто туши свет, кидай гранату. Оскорбление эстетического вкуса, здравого смысла, логики и вообще за гранью добра и зла. Издевательство над историей. Да что там историей - художественное произведение имеет право не быть строго историчным - это издевательство над зрителем, что для художественного произведения куда хуже и гаже.
К примеру, нам предлагают сочувствовать идиотам и зомбированным фанатикам - это ли не издевательство? Ибо кто в современных фильмах герои Войны, если не идиоты и зомбированные фанатики? Граждане самоотверженно защищают сталинский СССР, где всё держится на страхе, раболепии и бессмысленной жестокости - наверно, русским, как генетическим рабам, нравится, когда их репрессируют. Но мы гордые рабы и хотим, чтобы нас репрессировал свой, родной грузин, а не бездуховно-буржуазный рафинированный европеец немецкого разлива! Мы гордо выплеснем качественное баварское в холёную физиономию потомственного пивовара и будем, похрюкивая, пить наше жигулёвское пойло, отстояв за ним пять часов в советской очереди. А выпив, пойдём писать донос на соседа по очереди - за анекдот про Вождя Народов...
И ВОТ ЭТО ВОТ ВСЁ надо показать не так, как я описал - гротескно, как какой-то откровенный фарс - а как подвиги, как нечто хорошее! Показывать эпично, натужно, с пафосом, всё на серьёзных щщах! Да это издевательство не только над зрителем - это издевательство над самим искусством, совершенное несоответствие формы и содержания! При форме героического эпоса, почти супергеройского фильма, содержание списано со во вселенной тоталитарного сталинского мордора, где половина сидит, а вторая половина охраняет и все одинаково боятся. Это как в анекдоте про Вождя Народов - "Как нам жилось при Сталине? Да как в трамвае - один ведёт, большинство сидит, все трясутся."
И вот в мир этой отвратительной гротескной вселенной (в которой априори не может быть героев, а могут быть только жертвы и палачи!) вторгаются фашисты... Вопреки логике житейской и логике искусства в этой вселенной откуда-то беруться самоотверженные герои, которые любят свою Родину (что уже абсурд) и с голливудским размахом, с оглядкой на известные блокбастеры, с пасхалками и современным пошлым юморком лихо побеждают врага... Знаете, я не против чернухи - если это искусство. И не против боевиков. НО ЭТО... Это вообще не искусство, ему не веришь ни на миг, это отвратительный и неумелый маскарад ряженых в исторические одежды современных людей, которые пытаются изобразить тех, кого они не знают, не понимают, не чувствуют... Бедный Станиславский вертится волчком в своём гробу с криком "НЕ ВЕРЮ!"
В этих фильмах действительно нет никакой правды - ни исторической, ни художественной. И это хорошо. Быть может, что было бы хуже, если бы там было что-то одно. Исторически верный, но плохо сделанный фильм не остаётся в душе, проходит мимо, даже больше - как бы опошляет исторические события. А фильм, хорошо сделанный с художественной точки зрения и претендующий на историчность, являясь при том антиисторическим откровенно вреден. А весь этот легион киноподелок, финансируемых госкино и минкультом, ветер истории сносит, как ворох сухих грязных листьев, в небытие - потому что в них плохо ВСЁ. Вот Шахназаров (хороший, кстати, режиссёр, его фильм о Войне "Белый тигр" можно даже смотреть без отвращения и он честно не претендует ни на какую историчность) совершенно верно говорил - надо прекратить финансировать наше кино. Оно уже не проходит проверку цензурой, как это было в СССР, но и не участвует в борьбе за сборы и зрительские симпатии, как на Западе. Уродливый монстр, мёртворождённое детище постсоветской эпохи.
Ладно, это я так, отвёл душу. Считайте это описанием современного жанра российского кино - когда нам показывают уродов в уродливом мире и предлагают им сопереживать, как героям, которые те самые дедыжвоевали. И победили вопреки. На деле всё серьёзно и поэтому не смотрите вы все эти современные киноподелки, смотрите классику. Или послушайте лекции историков, которые работают по этой теме — навскидку могу вспомнить Яковлева Егора Николаевича и Дюкова Александра Решидеовича.
Б. Мединский
Подробнее https://borismedinskiy.livejournal.com/25526.htm...