Продолжаю разговор о Крыме, двигаясь с конца в начало. Последнем местом, где мы были, оказался Коктебель. Туда мы изначально не собирались, но в итоге решили поехать ради билетов на автобус до Симферополя. А заодно навестили дом большого Макса.
Максимилиана Волошина трудно назвать ключевой фигурой в русской литературе. Но в культуре он, безусловно, отметился. Художник средней руки, литератор, достоинств которого я оценить не могу. Но свою собственную нишу в тусовке он занимал. Причём, во всех смыслах, не малую.
Жизнь Волошина была связана с Крымом ещё с юности. В 1893 он с матерью переехал из Москвы в Феодосию, где был определён в гимназию, так как из предыдущей, московской гимназии, он был исключён за слишком плохую успеваемость. Но, Феодосийскую гимназию, правда, с грехом пополам, он всё таки закончил. По окончании гимназии Волошин поступает в Московский университет на юридический факультет. Как он планировал и зачем он планировал там учиться, раз ему не было интересно ничего, кроме литературы и искусства, для меня осталось не понятным.
И, естественно, с учёбы Волошина быстренько ушли. Но не из-за успеваемости, а из-за участия в студенческих волнениях. Он был выслан под надзор в Феодосию. Через год восстановился в Университете (видимо, исключительно по настоянию властной и практичной матери) и сразу же учёбу бросил, окончательно сделав выбор в пользу искусства.
В 1907 году матушка, ещё живя в Феодосии, приобрела участок в Коктебеле под строительство дачки. Сам Волошин в это время жил то в Париже, то в Петербурге, то в Москве. В Париже брал уроки живописи, в России писал стихи и переводил. Читал лекции об искусстве и вообще активно участвовал в тусовке. Дрался на Дуэли с Гумилёвым.
Когда началась Первая мировая война, Волошин написал демонстративное письмо военному министру Сухомлинову с отказом от военной службы, что бы «не участвовать в этой бойне». Зачем написал? То ли ради пиара, то ли в душевном порыве — призывать его никто и не собирался из-за его состояния здоровья. Основная часть литературной тусовки к войне отнеслась так же.
После революции Волошин поселился у матери в Коктебеле. Судьбу дома в Феодосии, честно говоря, не знаю.
И вот тут Волошин развернулся в полной мере. С одной стороны он продолжал творить. С другой во время войны он помогал всем. И белым и красным. Всем. И прятал одних от других. Писал письма в защиту арестованных деятелей культуры.
В 1920 году назначен заведующим по охране памятников искусства и науки в Феодосийском уезде, получает охранное свидетельство Отдела народного образования Феодосийского военно-революционного комитета, инспектирует памятники искусства и частные библиотеки.
В 1921 году получил от Крымского Совета народных комиссаров разрешение на создание «Коктебельской художественно-научной экспериментальной студии» и охранную грамоту на дом поэта в Коктебеле. В мае 1921 года вступает во Всероссийское обществу поэтов.
В 1924 с одобрения Наркомата Просвещения Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный Дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР). Как это видел Наркомпрос, я не очень понимаю. Но дом Волошиных был открыт для всех. Волошины продолжали жить в этом же доме (точнее, жил Большой Макс, а властная мама с прозвищем «дяденька» к тому времени уже успела построить рядом отдельный домик). В то сложное время платить особенно никто и не мог. Поэтому или привозили с собой продукты (если было на что купить) или позднее присылали книги, свои работы и т.д.
Особенно известке сюжет с А. Грином, многократно приходившим пешком из соседнего посёлка.
9 марта 1927 Максимилиан Волошин женился вторым браком на Марии Степановне Заболоцкой. После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам дом поэта. В том числе и во время немецкой оккупации.
В декабре 1929 года Волошин перенёс инсульт.
В мае 1931 года он подал заявление о передаче каменного флигеля своего дома Союзу писателей. В ноябре 1931 года Волошину была назначена персональная пожизненная пенсия.
В конце июля 1932 года обострившаяся астма осложнилась гриппом и воспалением лёгких. Скончался в 11 августа 1932 в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Енышар близ Коктебеля.
На могилу мы не ходили — жарко.
Вдова Волошина прожила в этом доме до смерти в 1970-е годы. Сколько то лет в здании продолжал оставаться литераторский дом отдыха. В 1980 было принято решение о создании музея, открытого в 1984 году. Приятно, что в экспозиции почти все вещи — подлинные (происходящие из семьи), сохранённые вдовой Волошина.
На первом этаже музея — экспозиция, рассказывающая о жизни Волошиных. Вещи там в основном плоскостные — книги, фотографии, картинки. На втором этаже сохранены гостиная и мастерская Волошина. Обычно экскурсия показывает первый этаж и мастерская. Но, когда мы были, мастерская ещё ремонтировалась и должна была вот-вот открыться. Зато посмотрели гостиную.
Сейчас в музее только экскурсионное обслуживание. Экскурсия включена во входной билет. Группы формируются на месте. Надо сказать, стандартный текст экскурсии разработан осень хорошо. И сотрудники музея очень увлечены своим делом и готовы к неожиданным вопросам от «умных» туристов.
Офиуиальную информацию можно найти тут
https://киммерия-волошина.рф/muzei-zapovednika/dom-muzej-m-voloshina/
На перспективу музей планирует расшириться и показывать «дом мамы».
Так что, предлагаю насладиться картинками.