Если вы ещё не видели «Власть пса», пожалуйста, не читайте дальше. Седенькая Джейн Кемпион, бородатый Бенедикт Камбербэтч,
Кирстен Данст с Джесси Племонсом и весь творческий коллектив фильма, нацеленного на высшие кинематографические награды, вам этого не простят.
Не простит также один болезненно-хрупкий юноша, имя которого я не смогла запомнить, зато его странный ускользающий взгляд и хирургически-чуткие пальцы забуду не скоро.
Ведь они так старались создать тайну.
Тайну, которая составляет главное очарование этой истории.
Не разрушайте её прежде времени.
"Власть пса" соткана из недосказанностей, подлинный смысл которых откроется лишь в финале:
часть зрителей воспримет его как абсолютно непредвиденный, а другая - как неизбежный. (А кто-то и не заметит).
Если вы с первой же реплики-подсказки догадались, что за жуть скрывается за идиотизмом сельской жизни и что за варево кипит мелкими бульками на самом дне, под обманчиво-скучной гладью (а главное - кто варщик), тоже не читайте.
Если уже по финальной реплике-подсказке догадались и ахнули, не читайте всё равно.
Ну или читайте и сообщите мне, какие подсказки, улики, вещдоки, прямые и косвенные доказательства преступления
я упустила.
Ещё раз:
* Мотив преступления заявлен в начальном кадре и даже до кадра: в непроглядной тьме пустого экрана.
- Каким бы я был мужчиной, если бы не помог матери? Если б её не спас?
Два довода:
- защитить мать
- быть мужчиной.
Поскольку голос юный, то слышится: мужчиной стать.
* Летальное орудие выложено через 3 минуты.
Прошаренный зритель смекнул бы сразу, что корова не зря валяется, а как чеховское ружьё выстрелит в третьем акте.
Если бы в русской озвучке произнесли не латынь, а исконно наше название, возможно, насторожился б и непрошаренный зритель:
многие ж помнят со школы, что
сибирская язва известна исключительной живучестью. В плотной оболочке - споре - возбудитель пережидает столетия. Недавняя вспышка в Заполярье была вызвана, полагают, подтаявшей вечной мерзлотой и бациллами, вырвавшимися на волю из упакованных в лёд оленьих туш.
И жар их едва берёт: температура 140 °С убивает споры только через 2,5–3 часа.
Заражение происходит даже через почву, пропитанную мочой больного животного в прошлом веке; через прикосновение к шкуре, добытой из скотомогильника незапамятных времён. А уж если прикоснувшаяся рука оцарапана - пиши пропало.
* С главным действующим лицом знакомимся на 6-й минуте.
Его визитная карточка - ловкие пальцы.
Он мастерит цветы, похожие на стянутые на живую нитку сфинктеры, и сворачивает курам бошки (за кадром).
* Экспозиция долгая, обстоятельная: преступник и жертва сталкиваются на 15-й минуте.
Кажется, не впервые: стадо перегоняют рутинным маршрутом и обоюдная неприязнь укоренилась.
Звучит реплика, которая аукнется в финале:
- Смотрите, джентльмены, вот для чего нужна...
... салфетка.
* Пёс и мужчина (властвует).
* Охотник (кродеться).
* Когда Питер открыл охоту на человека?
Это произошло незаметно или показали, да я не заметила? В какой момент вы поняли, что, образно говоря, ловушки расставлены и самострел на Фила - заряжен?
* Музыка тоже подсказывала.
При возвращении с охоты
протяжные трубные выдохи будто кишки выматывали. Медленно-медленно, в такт шагам.
Как в нескончаемом кошмаре, в тягучем слоу-мо нёс добычу мужчина, проходя под добычею своего врага.
* И душераздирающий, как скример, кадр в хоррор-эстетике.
А ведь мамочке полюбился пушистик. Мимолётная радость!
* Странные у них отношения. Он вроде бы тихий маменькин сыночек, но, когда она просит не кромсать зверей в доме, возражает: "чего бы стоили мужчины, если б слушались матерей".
Он её бережёт (от самой себя),
но кролика взрезал — а живого ей больше и не принёс.
А та сцена в спальне, с инцестуальным привкусом... "Друг для друга мы всегда достижимы - Мама, не надо! Не делай этого!"
Чего не делай? Не трогай меня? Не пей? Не лезь в петлю?
Тут просвечивает общий грех, о котором в фильме не сказано: артисты условились о нём, как (по Станиславскому) обстоятельстве действия.
Питер убил отца-алкоголика, и мать об этом знает.
* В общем, профайл парня сложился: в лучшем случае, будущий хладнокровный хирург-экспериментатор, в худшем - вежливый психопат c фиксацией на матери.
И ещё одна открученная башка уже ничего не добавит. И не убавит.
* Потому так тревожно наблюдать поездку в горы за мертвечиной.
Уверенно - на крупном плане! - юный натуралист натягивает перчатки. Отлично сознавая, что делает.
Звукооператор расстарался и выкрутил на максимум смачное чавканье резины и щелчок - резкий, как взвод курка.
Питер привёз на ранчо биологическое оружие.
* План был рискованный.
Враг не боится грязи, даже быка холостит голыми руками. Питер увидел, как тот грубыми пальцами, в порезах и ссадинах, плетёт кожаный аркан,
услышал про падёж скота от сибирской язвы,
изучил по книгам, оставшимся от отца-врача, пути передачи особо опасной инфекции,
и отправился на поиски заражённой шкуры.
Добыл.
Осталось дождаться подходящего случая.
* В какой же момент Фил ослабил оборону и подставился?
Оцарапала стрела Амура - или просто проникся наконец-то к "племяннику" тёплым чувством - что ж вдруг его так перевернуло?
О, вот это событие в сценарии было предъявлено без недомолвок, а Камбербэтч отыграл на все деньги и Оскар в придачу (пусть дадут!)
* А дальше - дело техники. И немножко терпенья.
* Кто-то из зрителей во время ночной сцены в сарае
уже знал, что происходит —
умышленное убийство,
а кто-то ещё нет.
Тем поразительней будет пересмотреть, оценив по-новому этот спокойный пристальный взгляд.
И смутную полуулыбку.
.
* И взгляд итоговый, с верхнего ракурса.
Мучителя маминого больше нет, он так уместно для всех скончался: от сибирской язвы - внедрилась через рану на руке, а источником послужила заражённая шкура. Та самая.
Мама вернулась домой.
Не одна, правда.
Но я обещал дом, который будет принадлежать ей.
* Пока хоронили Фила всем городом, душегуб тихо праздновал победу в золотых лучах заката,
умиротворённо оглядывая дали и выси
(на фоне красноречиво иссохшего фонтана...)
дыша обретённой свободой...
и пёс покорно следовал за ним.
* А самое-то жуткое во "Власти пса", пожалуй, вот:
ласкающее поглаживание - в перчатках -
и мягкий точный жест,
каким мальчишка задвинул отравленное лассо под кровать.
Пригодится.
* Рассказ начался с мыслей главного героя, ими и закончился.
Как и положено благочестивому убийце, он читал псалом.
Ну и кто тут пёс?
Подробнее https://british-cinema.livejournal.com/910863.ht...
пёс с ними
2021-12-13 12:27:41