...маленький анализ на примере двух фильмов.
Последние месяцы я стал явно предпочитать фильмы 30-х фильмам 50-х . И хотя фильмы 50-х всё ещё кажутся хороши, но есть много признаков, по которым ясно видно, что Золотой век закончился не в 50-х, а уже в 40-х.
Интересно, что слабенький фильм 30-х всё равно чаще всего ещё вполне смотрибелен, а вот от слабенького фильма 50-х уже бывает и подташнивает. В сюжете, в постановке 30-х, как правило, нет ничего лишнего и всё на месте, кристально чистая, отлаженная, идеально бьющая в цели история, характеры, картинка, сцены. Трагедии, передаваемые в 30-х минималистично, но полно - после прихода и торжества нуара 40-х стали просто смаковать и загромождать деталями. Комедии - затанцовывать, запевать и просто кривляться не по делу. Музыки и песен было много и в 30-е, но тогда они всё же, в основном, не размывали собой сюжет настолько безнадежно.
Но я бы не стал писать по этому поводу отдельный пост, если бы не оказавшийся под рукою пример. Жаль, я снова не сделал скрины, потому что один из этих фильмов посмотрел несколько месяцев назад и тогда не планировал о нём писать.
Итак, я попробую показать деградацию рассказываемых в фильмах историй на примере двух фильмов: оригинальной картины 1938 года Four Daughters с Priscilla Lane, John Garfield и Jeffrey Lynn в главных ролях (кажется, я смотрел его с гуглопереведёнными субтитрами) - и ремейком "Это молодое сердце" 1954 года с Дорис Дэй и Фрэнком Синатрой.
Не знаю, имеет ли это значение, на ИМДБ рейтинги этих фильмов примерно одинаковые: у "Четырёх дочерей" 6,9, у "Молодого сердца" 6,8. Очень жаль, конечно, что "Четыре дочери" у нас не переводили... Мне он тоже показался лучше. Ну, там, конечно, и сама Присцилла Лэйн с "сёстрами" куда больше похожи на пылких, мечтающих о парнях, "дочек", но в данном случае это не так важно, 35-летние так же часто играли 20-летних и в тридцатые годы.
Фильмы почти до самого финала сюжетно очень-очень похожи. Синатра тоже очень похоже играл на John Garfield-а, мне сейчас смутно кажется, что Гарфилд тоже "был лучче", но не уверен за давностью.
О качестве оригинального фильма для меня говорит один, казалось бы незначительный, а на самом деле принципиальный момент: там есть такой успешный, обаятельный парень, счастливчик и любимец девушек, в которого влюбляются две сестры. И есть его приятель, катастрофический неудачник, Неудачник с большой буквы, давно опустивший руки, сдавшийся судьбе, вроде бы талантливый музыкант и композитор, не закончивший полностью ни одной песни, а потому бедный, как вот та самая мышь, вынужденный играть в самых захудалых кабаках за гроши. Счастливчик приводит Неудачника в дом к сёстрам. Неудачник из своего уголка наблюдает за радостной жизнью благополучной семьи, за тем, как они смеются, поют, радуются, получают дарят подарки... как пытаются вовлечь в это своё бурлящее счастьем и заботами существование Неудачника... но он только скептически отпускает колкости в адрес самого себя, "ноет" и держится в стороне.
Здесь важен образ Счастливчика. Обычно я недолюбливаю таких мужских персонажей, самоуверенных, привыкших к лёгкой всеобщей любви и удаче, сангвиников-кровь-с-молоком: знали бы они, какой адской тяжестью даются другим те крохи, отвоёванные у жизни, которые Счастливчикам даются, как дышится. И я мог бы ожидать, что в этом фильме сассоциирую себя именно с неудачником и буду на его стороне... Но нет! Ребята, которые делали тот, первый фильм, так умело построили образ Счастливчика, что сопереживаю я именно ему. Кстати, в ремейке мои симпатии не изменились, но есть подозрение, что это перешло по наследству от оригинала. Во втором фильме Счастливчик, мне кажется менее интересен, а Неудачник - менее трагичен и резок на уровне самой игры, но я и тут не уверен...
Дальше будет лютый, критически принципиальный спойлер, так что если кто хочет потом посмотреть эти фильмы - пропускайте.
В фильме есть два любовных треугольника: Неудачник и Счастливчик влюблены в одну и ту же девушку, Энн. А Энн и её сестра Эмма в Счастливчика.
Накануне свадьбы Энн и Счастливчика, Энн, во-первых, узнаёт о том, насколько безнадежно и отчаянно любит её Неудачник: он не сдерживается, жалуясь ей на свою горькую судьбу, попутно проговариваясь о том, что её сестра Эмма также влюблена в Счастливчика. Энн, изо всех сил не желая помешать счастью сестры, сбегает с Неудачником за час до своей свадьбы, рассчитывая уступить Счастливчика сестре, а сама выходит замуж за Неудачника, из жалости.
...Проходит несколько месяцев. Эмма, сестра главной героини так и не вышла замуж за Счастливчика, потому что поняла, что любит другого. Жертва была напрасной - но не совсем, если бы не этот поступок Энн, её сестра так и не поняла бы, что её влюбленность поверхностна, и продолжала бы страдать и считать себя жертвой, а так у Эммы теперь всё хорошо.
Кстати, здесь был очень важный провал в ремейке: вот этот момент не показан отчетливо, что именно благодаря поступку Энн (обратите внимание, в ремейке у сестёр другие имена!) Эмма разобралась в своих чувствах.
А дальше происходит вот что: жизнь у Энн и Неудачника - ужасна. Они живут в лютой бедности, Энн практически голодает, гордость не позволяет им обратиться за помощью к семье Энн, понемногу начинаются ссоры, правда, пока небольшие. Однажды Неудачник принимает решение - уйти с дороги Энн.
Так и случается. Неудачник погибает. В финале Энн возвращается к Счастливчику, который по-прежнему её любит.
...Казалось бы: лютая мелодрама, правда? Примитив, все дела. Фильм, однако, при всей простоте и мелодраматичности - яркий, сильный, искренний.
Что же произошло с его ремейком? Не буду останавливаться на том, что он в принципе более рыхлый (идёт почти два часа против полутора оригинала), характеры там переданы более вяло, кроме, разве что, воистину искрометной Дорис (в ремейке, например, нет забавного, но милого и важного эпизода с калиткой, работающего на характеры героев).
Но главное: Неудачник в ремейке остаётся жить счастливой семейной жизнью, а Счастливчик уезжает. Ещё туда втиснут ребёнок, который появляется у героини Дорис для пущей слезодавильности. Финальные кадры, похожие на обильно политый патокой "последний сон умирающего" - я пересмотрел этот эпизод трижды, упорно подозревая, что это и в самом деле видение умирающего, настолько фальшиво и слащаво это сделано - но нет, герой таки выжил, и главгероиня его всё-таки в натуре полюбила, и в Википедии тоже так утверждается.
...Ну, что сказать... После такого вотэтоповорота в финале только рот открыть и за голову схватиться. Давайте, что ли, и правда, пожалеем неудачников, ну. Мне тоже, пожалуйста, красивую девушку, как в кино, а то нечестно!
пс. Пока писал, вспомнилась ещё парочка ремейков в границах Золотого века. "Нэнси едет в Рио" с Джейн Пауэлл - против "Это - свидание" с Дурбин. Я давно, год назад, кажется, смотрел "Нэнси", тогда он мне понравился, но помню его не очень хорошо и не могу сравнить, возможно, он и не хуже.
А вот "Мой слуга (дворецкий) Годфри" 1936 года с Пауэллом и Ломбард по мне так тоже лучше ремейка 1957 года с Нивеном и Джун Эллисон. Ремейк там какой-то мутноватый по сценам, они, сцены, как бы смазаны, то ли чуть-чуть бестолковы, то ли не вполне естественны, то ли ещё что... Да и Джун, в 40 лет играющая легкомысленную девчонку, хотя и вполне очаровательна, но смотрится несколько странновато.
Подробнее https://alfare.livejournal.com/1028791.html?m...
Как уходил Золотой век
2022-01-10 21:38:32