больше перца в огонь: "Красные колокола" реж. Сергей Бондарчук, 1982
2022-01-31 17:10:23
Собирался посмотреть эту двухчастную четырехчасовую эпопею - никогда раньше не удавалось ее осилить целиком от начала до конца - еще в позапрошлогодней самоизоляции, но только сейчас наконец-то сподобился. Дилогия связана общим героем - журналистом и литератором "прогрессивных" воззрений, одним из основателей компартии США (что и тогда звучало жалко, а теперь вовсе смешно) Джоном Ридом; фигурой, еще во времена моего детства почти мифологической - хотя книг его, разумеется, никто не читал; ныне окончательно позабытой. Но части дилогии основаны на разных книгах, первая из них посвящена мексиканской революции и гражданской войне 1913го, вторая уже событиям в Петрограде 1917го года. Джона Рида играет Франко Неро, съемки первой части проходили непосредственно в Мексике и при участии мексиканских актеров, творческая группа тоже была международной - но в отличие от "Красной палатки" или хотя бы "Ватерлоо" эта мегаломанская копродукция и для своего времени не задалась, ну а сейчас интерес представляет скорее культурологический, чем зрительский.
Видное место в первом фильме "Мексика в огне" занимает любовница Джона Рида, миллионерша Мэйбл Додж. Фильм изначально позиционировался как строго "достоверный", однако по иным данным познакомился с ней Джон Рид позже, чем съездил в Мексику на войну... Впрочем, что за международный кинопроект без любовной линии? Тем более что в роли Мэйбл снялась Урсула Андресс, которую Сергей Бондарчук по тогдашним советским меркам весьма откровенно раздевает... да и для чего б еще старушка Андресс могла ему понадобиться?.. Богачка, просвещенная меценатка и просто во всех отношениях роскошная, пусть и не молоденькая бабенка, Мэйбл хочет отвлечь Джона Рида от классовой борьбы, соблазняет не только своими пышными формами, но и бытовым комфортом, а вернее, шиком, бассейнами с облицовкой из мрамора 15го века, виллами, Италией и Парижем, но Рида волнуют исключительно беды трудящихся. Жутковатые физиономии мексиканцев из "войска" Панчо Вилья, их дикие порядки, тактические ноу хау вроде подбрасывания в огонь перца при осаде крепостей - едва ли внушают веру в прекрасное будущее "народной" Мексики (даже если не учитывать, что вскоре начнется американская интервенция); батальные сцены напоминают "Войну и мир" неизбежно, даром что в антураже из песка и пальм; женщины, следующие за мужчинами на войну, дают пример, какой следует быть настоящей боевой подруге, товарищу и соратнику борца за народное счастье - и в следующей серии на место изнеженной миллионерше в шляпке приходит коллега-журналистка; в Петроград 1917 года Джон Рид едет через Финляндию с женой Луизой Брайант.
Правда, уже находясь в Петрограде, мало того, в Смольном, но якобы не зная, что Ленин тоже в Смольный уже прибыл и планирует скоро выступить с речью, Джон и Луиза отправляются из штаба революции прямиком в фешенебельный ресторан, где вместо Ленина слушают... Вертинского (ну Вертинский в образе Пьеро - типичный, штампованный образ-примета предреволюционного "декаданса" для советской официозной эстетики). И далее примерно то же происходит - Джон Рид вроде бы описывает увиденное собственными глазами, а Сергей Бондарчук сотоварищи за ним подробно, постранично следует; но если вникнуть - Джон Рид обычно находится, за редким исключением, в стороне от ключевых событий Октября, а довольствуется свидетельствами из вторых рук, то есть, в силу своих "убеждений", официальной информацией от нового, большевистского правительства.
Что любопытно: в фильме начала 1980-х о Ленине и революции Сталин хоть и чуть поодаль, но непременно присутствует, и не молчаливой фигурой на заднем плане, он подает голос, и уж конечно в поддержку Ленина, в пику Зиновьеву, Каменеву и Троцкому - что, допустим, в известной мере соответствует т.н. "исторической действительности", однако советская кинолениниана 1960-70-х, и тоже вполне благонамеренная, официальная, легко обходилась не только без экранного образа Сталина, но и вовсе без упоминания его имени в контексте петроградских событий осени 1917 года. С другой стороны, фильмы аналогичной тематики 1930-х гг., Ромма, Юткевича и даже Чиаурели, хотя бы придавали образу Ленина, при всей его эпичности, толику гротеска, и уже тем его "оживляли", делали, что ли, проще, "роднее"... Тогда как персонаж Анатолия Устюжанинова (которого я, как ни странно, хорошо помню - он, будучи актером Ульяновского облдрамтеатра, к концу 1980-х уже бывшим, по линии "политпросвещения" выступал в актовом зале нашей школы - ! - с типа "творческой встречей", рассказывал и о Ленине, и о своей "работе над образом") у Бондарчука почти не жестикулирует и практически не картавит, при том в трамвае часть пути до Смольного он едет, "как полагается" сообразно каноничной ленинской иконографии, с повязкой на щеке, симулируя ради конспирации флюс. Ну и "Аврора" стреляет, разумеется - теперь (я с этим столкнулся осенью на "трамвайной" экскурсии по СПб) согласно вновь утвержденной генеральной линии следует полагать, будто выстрела никакого не было и даже не могло быть, с "Авроры" и орудия были заранее сняты, за первые две недели после свержения Временного правительства о крейсере и упоминаний не найти; то есть легендарный залп, сигнал к штурму - это типа одна из позднейших большевистских пропагандистских мифологем и не более, вот ведь до чего изоврались православные!
Композиция второй части "Я видел рождение нового мира" закольцована моментом преждевременной смерти Джона Рида от инфекционного заболевания - но умер он все-таки чуть попозже, так что основное действие фильма представляет собой как бы воспоминания о важнейших событиях, пережитых им, прокручивающиеся, выходит, как бы в предсмертном бреду... Неловкая попытка примерить хронологию к мифологии вносит невозможный сумбур в последовательность событий, а Джон Рид превращается в недотепу, который пусть и присутствует в Зимнем дворце на момент штурма, отмечая, что чернила на столе арестованных министров Временного правительства еще не высохли, но по большей части всюду опаздывает, свидетельствует о вещах и людях, которых на самом деле вовсе не видел или видел при иных, нежели описывал позднее, обстоятельствах, зато постоянно собирает, срывает со стен листовки, газеты, и герой Франко Неро, вовсе не задуманный комическим, невольно оказывается таковым. Забавно также, что личная встреча Рида с с Лениным, даже если и имела место, по словам автора "10 дней, которые потрясли мир", во внутреннюю хронологию фильма не вместилась, она дана мимолетным бессловесным эпизодом их общей прогулки.
Зато массовые эпизоды, в том числе "штурм Зимнего", по масштабу чуть ли не превосходят хрестоматийный "Октябрь" Эйзенштейна, но выдержаны в духе "законности" и "гуманизма": матросам и солдатам, ворвавшимся по приказу ВРК во дворец, командиры категорически запрещают брать что-либо из обстановки, поскольку это "народное достояние", а членов свергнутого правительства Антонов-Овсеенко - сам он впоследствии, как и остальные сколько-нибудь видные деятели Октября, за исключением Подвойского, здесь сыгранного молодым Валерием Бариновым, будет убит православными в конце 1930-х - строго оберегает от народного "самосуда", обещая их "судить революционным судом" и конвоируя в сопровождении предупредительных выстрелов в воздух сквозь возбужденную толпу на Дворцовой площади. Панорамы с пиротехникой следуют под музыку православного композитора Георгия Свиридова (авторство саундтрека к первой части "Красных колоколов" принадлежит мексиканцу, правда, пианола, которую "починяет" Джон Рид в захваченной повстанцами гасиенде, играет почему-то вальс Мориса Жарра из голливудского "Доктора Живаго", 1965 - или мне это послышалось?!). А где-то средь прочих более или менее "исторических" лиц мелькает супруга режиссера Ирина Скобцева в роли графини Паниной - заранее не зная и специально не выискивая, ее героиню в толпе многочисленных эпизодических персонажей не разглядишь.
Подробнее https://users.livejournal.com/-arlekin-/4475971.h...