Я очень люблю персональные выставки в Русском музее. Люблю даже больше богатых эрмитажных выставок. Люблю за отношение к делу, отношение к выбранному герою.
На этот раз героиня. Анна Александровна Лепорская. Художница, дизайнер, фарфористка. Жена, женщина, муза.
Выставка посвящена относительно новым поступлениям в музей. Хорошая, с любовью сделанная аннотация тактично и, видимо, имея основания, обходит стороной отношения в семье художницы. Упомянуто имя хозяйки переданной коллекции —Нина Николаевна Суетина. Можно, в принципе предположить, что это дочь ученика К.С. Малевича Н.Суетина
Но о самой Нине Николаевне нет ни слова. Так же как и о том, что это — падчерица Лепорской. О том, что мать Суэтиной умерла в эвакуации, я вычитала уже дома в интернетах. О том, что Лепорская в творчестве испытывала значительное влияние Малевича, видно по её работам. Из аннотации понятно, что Суетин Лепорскую всю жизнь страховал, помогая с работой.
Но о том, что они именно жили вместе, на выставке нет ни слова. Про дочь Суэтина я почитала. Вроде как она была по образованию архитектор, но ни одной её работы я найти не смогла. Так же, мне крайне не понравилась тональность ,с какой она раздавала найденные мною интервью. В которых, кстати, она вовсю поносит Русский музей.
Поносит, правда, совершенно справедливо. Но тогда остаётся непонятным, почему она завещала, если и завещала своей душеприказчице передать остатки родительского наследия именно в Русский музей. Если действительно решила. Своих детей у Н. Суетиной не было, хотя «малая», своя семья была. Кем ей приходилась Раиса Фёдоровна Стримайтис, я так и не поняла. И я не поняла, по своей ли воле или по завещанию Нины Николаевны она передала вещи в музей — фиг знает. Я так и не поняла, а сплетен взять не откуда.
Ну это всё так, лирика. Зная большое мастерство выставочного отдела Русского музея сильно подозреваю, что они сознательно обходили острые углы. Но — редкий случай для ГРМ — мне не хватило вводной информации.
Зато, что бывает не всегда — были представлены личные вещи и документы, связанные и героиней выставки. И отдельно, в компьютере можно было посмотреть сканы теоретических рукописей художницы. Что приятно, со ссылками на работы, о которых она пишет.
Естественно, я шла в первую очередь глазеть фарфор. Но выставка оказалась по большей части графической. Естественно, это тоже и важно и нужно. Но мне мало. Из увиденного. Не смотря на то, что у деятельности Малевича я отношусь более чем скептически и предпочла бы, то б этой фигуры в Русском искусстве не было, учеников он воспитал очень хороших.
Во всяком случае имея ввиду пару Суетин-Лепорская. О Суетине нужно говорить отдельно и в другой раз. Не исключено даже, что он — более крупная фигура. Во всяком случае, быстрее сделал карьеру и подтащил за собой вторую жену. Но и Лепорская мягко говоря могла всё и понимала, что делает.
Из приятного и самого важного для меня как специалиста в последних залах (выставка занимает 5 залов, из которых только два последних посвящены фарфору) рядом с сервизами, разработанными Лепорской, помещены эскизы к этим сервизам.
К выставке издан каталог, сколько стоит, не знаю.
Подробнее о выставке можно прочесть тут https://rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/exhibitions/anna-leporskaya-zhivopis-grafika-farfor/
На том откланиваюсь и даю возможность глазеть на картинки, а не на мои бредни. А ещё лучше, сходите на саму выставку, открытую до 4 апреля