Значком «*1» отмечено место, примерно с которого сделан снимок в моей самой первой заметке, а значком «*2» – место, о котором я сейчас попробую написать.
Для интересующихся: координаты Лесной поляны 55º25’10”С, 86º13’58”В.
Как-то в начале 1980-го года мы с отцом (а я в то время проживал с родителями в Центральном районе города Кемерово) собирали грибы вдоль Осиновки. В какой-то момент отец погрустнел и показал на руины заброшенной деревни, где природа практически отвоевала своё. От изб оставались лишь жалкие развалины, а то и просто их очертания, буйно поросшие крапивой, коноплёй, лопухами, хреном да одичавшей малиной.
Отец рассказал, что до 1977 года на этом месте стояла деревня Новоказанка, в которой, как и в соседней Андреевке, проживало много татар. Но в Андреевке мне попадались больше русские, хотя татары (возможно, башкиры?) тоже встречались. Допускаю, что отец жил своими довоенными представлениями, а ведь жизнь меняется непрерывно.
Откуда здесь взялось столько выходцев с Поволжья и Прикамья? Возможно, этнографы и краеведы с этим давно разобрались, для этого есть целый факультет местного университета. Но прошло время, я сам поселился в этих краях и вот что узнал.
Местные хроники связывают Новоказанку с созданием колхоза «Красный Коммунар», сельский совет которого располагался в соседней Осиновке. Был ли 1924 год датой создания деревни или колхоза доподлинно неизвестно. Заселяли Новоказанку крестьяне-переселенцы из европейской части России. Очень многих из обжитых мест тогда гнал не только голод 1930-го, но и социальные эксперименты в российской деревне сразу после гражданской войны. Эта новая волна миграции в сибирские деревни была ощутимо сильнее предыдущих. Люди приезжали чаще добровольно и селились ближе к родственникам или знакомым.
Деревенька была небольшой, всего две упирающиеся в тайгу улочки с парой дюжин дворов, школой-четырехлеткой, при колхозе был даже устроен детский сад для малышей. Селяне разводили домашний скот (коров, лошадей, кур, гусей...), свою сельхозпродукцию сдавали, частично вывозили на рынок. Деревню кормили огороды, частично - тайга. Казановку окружали обширные колхозные поля. Речушка Осиновка в те времена была куда полноводнее, разрезы выше по течению ещё не вмешались в гидрологию, на реке даже работала мельница. Экологическая обстановка способствовала долголетию – многие доживали до 80…90 лет.
После войны деревня просуществовала еще три десятка лет. Затем маленькие деревни оказались не у дел, пошло объединение колхозов. Скотину перегнали в Андреевку. Люди тоже переезжали, покупали дома, многие дома перевозили целиком. Молодёжь всегда стремится в города, где шире горизонты и больше разнообразной работы. И деревня Новоказанка не была исключение – жители нередко уезжали безвозвратно в растущие Кемерово, Новосибирск, Томск...
В отличие от всей остальной Поляны оставшийся от деревни участок земли не оформлялся в земельный отвод застройщиком, а числился за неким садоводческим товариществом «Сибстальконструкция». После перестройки здесь возводились садовые дачные домики, Их крыши можно видеть на снимке – кооперативы в те годы выживания росли вокруг городов как грибы, позже их массово забрасывали. Старшее поколение старело, бросало свои «фазенды», а молодежи труд на дачных клочках не казался заманчивым.
Всё повторно приходило в запустение и одичание.
В районах Кемерово, в которых я жил в разные годы мне встречалось немало татар, среди которых попадались и бывшие андреевцы, которые ещё помнили свои песни, сохраняли свою речь и веру.
А вот на самой Поляне я не видел мусульманских культовых сооружений, разве что слышал о мусульманском кладбище Рудничного района, к которому мы в настоящее время административно относимся.
На месте Новоказанки сейчас снова оживление. Появляются довольно-таки обстоятельные коттеджи, застраиваемые новыми владельцами участков хаотично и очень индивидуально.
Подробнее https://gultnieks.livejournal.com/1231.html?m...