С 3 по 11 июня в Москве на сцене Большого театра России пройдёт XIV Международный конкурс артистов балета. Это ежегодное большое событие, которое даёт возможность юниорам и опытным артистам показать свой талант и способности. В этом году конкурс посвящён 95-летию со дня рождения известного балетмейстера, народного артиста СССР и председателя жюри конкурса Юрия Григоровича.
Балет — это не только хрупкое и утончённое искусство, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, это труд огромного количества людей — артистов, хореографов, костюмеров и художников. Вместе с исследователем современной хореографии, историком танца, автором телеграм канала @westsidestory и проекта nofixedpoints.com, Витой Хлоповой разбираемся в тонкостях мировых балетных школ, их сходствах и различиях, а также узнаём про национальный танец в современном балете и читаем книги, которые можно найти в фондах «Иностранки».
«Считается, что балет зародился в Италии, но достиг своего совершенства во Франции: и не просто так, а благодаря любви к танцеванию короля Франции Людовика XIV. Балетная школа, указ об открытии которой он подписал, является старейшей в мире и насчитывает почти четыре века развития.
Ещё одна сильнейшая балетная школа — русская — почти на 100 лет моложе, но если присмотреться поближе, то можно увидеть, что состоит она из набора европейских техник. Ведь именно французы и итальянцы стояли у истоков великого русского балета.
Зато в XX веке русский балет отдаёт долг не только французскому балету, вдохнув в него новую жизнь благодаря антрепризе Сергея Дягилева, но ещё и стоит у истоков создания балетного искусства многих других стран. Без «Русского балета Дягилева» и Америка бы пошла совсем другим путём, и Англия, такие отдалённые страны, как Новая Зеландия и Австралия.
Французы до сих пор строго охраняют свой балетный храм: практически нереально поступить на службу в Opéra de Paris, не окончив их школу. Американцы охраняют наследие и сложнейшую технику Джорджа Баланчина, которые в 30-е года приехал строить американский балет. Для датчан священным именем является имя Августа Бурнонвиля, чья техника и 200 лет спустя является катастрофически сложной в исполнении. Москва негласно соревнуется с Петербургом, но все же эталоном русской школы является методика Агриппины Вагановой, чьё имя сейчас носит академия русского балета в Санкт-Петербурге.»
Вита Хлопова
1. Understanding ballet: The steps of the dance from classroom to stage, John Gregory
Погружаться в тему балета советуем именно с этой книги. Understanding ballet — своеобразная мини-энциклопедия, которая рассказывает историю балетного искусства, периоды его развития, а также даёт основные термины, которыми пользуются профессионалы. Джон Грегори основал Harlequin Ballet — гастролирующую труппу, которая впервые поставила балет на Британских островах. Джон не просто передаёт свой накопленный опыт и делится закулисной балетной жизнь, он учит читателя чувствовать это искусство, понимать его шаги.
В книге представлены фотографии Майка Дэвиса, известного фотографа, который выпустил более 20 книг о балете и сотни репортажей со спектаклей. В Understanding ballet он показывает несколько разных балетных школ и делает фокус на разноплановых фотографиях. Он снимает не только мировых звёзд, для Майка главное — артист и его талант, а не класс.
2. The American Ballet, Olga Maynard
Официально первая балетная школа открылась в Америке в XX веке. Особое влияние на американский балет оказал русско-грузинский хореограф Джордж Баланчин. Он положил начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству. Проработав хореографом в труппе Дягилева, Баланчин решил создать своё — и это была безумная идея, потому что европейская и русская школы имели вековую историю, тогда как в Америке ничего подобного не было.
Но автор книги считает, что всё начинается в 1767 году, когда в Нью-Йорке поставили спектакль Harlequin’s Vagaries для 10 индийских офицеров. Он считает — американская балетная школа зародилась в колониях.
Книга разделена на 5 частей, в которых повествуется об американских театрах балета, значимых хореографах, балетных школах, постановках. Ольга Майнард пишет о влиянии различных течений на американский балет, в том числе затрагивает русскую балетную школу и русских артистов балета.
Полный текст подборки доступен на сайте Библиотеки.
Подробнее https://libfl.livejournal.com/406.html?med...