День 25 июля отмечен в истории русской культуры двумя событиями: в этот день в 1980 году скончался Владимир Семёнович Высоцкий... А ещё в этот день в 1929 году родился Василий Макарович Шукшин.
В конце 70-х годов прошлого века мне довелось побеседовать с одной американской аспиранткой. Она работала над диссертацией о послевоенной советской литературе. Так вот, по её словам, в США сложилось мнение, что олицетворением советской литературы второй половины XX-го века являются Юрий Трифонов и Василий Шукшин. Т.е., примерно так же, как олицетворением русской дореволюционной литературы в Америке считаются Лев Толстой и Фёдор Достоевский. Можно по-разному относиться к такой оценке значимости Трифонова и Шукшина в советской литературе. Но несомненным является одно: Шукшина-писателя в США знают и очень высоко ценят. Ну, по крайней мере, интеллектуалы. Но я говорю о Шукшине-кинорежиссёре.
За свою короткую жизнь, а Бог отмерил Василию Макаровичу всего 45 лет(!), Шукшин снял всего 6 полнометражных кинокартин. А сколько было ещё задумано! Из этих 6 фильмов три вошли в Золотую Тысячу. На основе этого показателя Василий Макарович Шукшин включён в список 100 самых великих режиссёров мирового кино, составленный FilmGourmand'ом.
Так получилось, что венцом творчества Василия Макаровича как режиссёра стал фильм "Калина красная". Фильм вышел на экраны советских кинотеатров примерно за полгода до преждевременной смерти Шукшина. В первый год после выхода на экраны "Калину красную" посмотрели 62,5 миллионов советских кинозрителей. Или 25% всего населения страны, включая грудных младенцев. Как говорится, всё познаётся в сравнении. В том же, 1974 году, в США вышел на экраны фильм "Крестный отец. Часть вторая". И этот фильм в США стал фильмом года. А посмотрели его в первый год после выхода на экраны 29,4 миллиона американских кинозрителей. Или 13,5 процентов населения. Что называется, почувствуйте разницу.
Ну, а теперь несколько слов об оценке шедевра Василия Шукшина. Само собой, меня интересовала оценка там, "за бугром". Оценка рядовыми кинозрителями на IMDB практически совпадает с оценкой русскоязычными пользователями Кинопоиска, причем оценка американских кинозрителей почти ничем не отличается от оценки пользователей из России и всего остального мира. А вот оценка профессиональных кинокритиков...
Мы все хорошо понимаем, что положительная рецензия на фильм способствует продвижению фильма на рынок. Многие из нас догадываются, что отрицательная рецензия, как выясняется, тоже способствует росту популярности фильма. Подтверждением тому могут служить имевшие место несколько лет назад "истории успеха" с "Матильдой" Алексея Учителя, "Смертью Сталина" Армандо Иануччи, "Праздником" Алексея Красовского, ну и так далее. Иными словами, как говорят маркетологи, любая информация способствует росту популярности кого бы то ни было или чего бы то ни было. Любая, кроме одной - некролога. А к некрологу в данном случае можно приравнять полное отсутствие информации.
Так вот: у Роджера Эберта - ноль упоминаний о Василии Шукшине вообще. В архивах "The New York Times" - ноль упоминаний о Василии Шукшине. На сайте Rotten Tomatoes - ни одной рецензии. На сайте IMDB - одна рецензия профессионального кинокритика, и та - от россиянина Евгения Нефёдова. Понятное дело, что 60 с лишним миллионов советских кинозрителей - для американцев пустой звук. Понятное дело, что литературные произведения Шукшина в Америке знают, но только интеллектуалы. Но двое из трёх пользователей IMDB ставят "Калине красной" оценку 8 и более, а на сайте Rotten Tomatoes оценка зрителями этого фильма составляет 90%. (Правда, основываясь на немногочисленности оценок именно американских пользователей, можно предположить, что это в основном выходцы из республик бывшего Советского Союза, которые посмотрели фильм, ещё находясь в СССР.) Но ведь можно говорить и о высоком международном признании фильма, по крайней мере, в Европе, поскольку фильм получил получил три премии на Берлинском международном кинофестивале. И при всём при этом - в американской кинокритике ноль упоминаний!
Как можно объяснить такое, мягко говоря, "противоречие"? На мой взгляд, возможны два варианта причин. Первый вариант: ведущие кинокритики США просто не видели фильмов Шукшина. И это подтверждает предположение о наличии жесточайшей цензуры в США. Второй вариант: ведущие кинокритики США фильмы Шукшина видели, но... Но получили жесточайший запрет от "вышестоящих дядей" на какое-либо упоминание русских киношедевров. Опять же, следуя вышеупомянутой заповеди маркетологов.
Кто-то, возможно, объяснит это "противоречие" чисто экономическим протекционизмом, стремлением американских кинопрокатчиков защитить свой кинорынок от далёких и малопонятных "пришельцев". Но мне кажется, причина гораздо глубже. Когда народ лишен возможности знакомиться с такими киношедеврами, как "Калина красная", или "Операция "Ы"..." , или "Свадьба" Исидора Анненского, и далее по списку, этому народу гораздо легче втюхать туфту, что все русские - злодеи, монстры, как это любит делать Голливуд.
Возможно, кто-то меня упрекнёт в параноидальной конспирологии. Что ж, переубедите меня, я был бы этому только рад. А пока - хочу напомнить поклонникам творчества В.М.Шукшина кадры из лучших фильмов с его участием.
Подробнее https://filmgourmand.livejournal.com/146562.htm...