Продолжаю разбирать каникулярные архивы. Эти фотографии сделаны в начале сентября, в лесном походе, завершившим летний сезон сбора всего, что только попадется.
Каждый раз, когда я вхожу в лес, моя душа наполняется чем-то невыразимым. Слова, которые принимают форму чувств и чутья, но не находят полноценного буквенного выражения. Они трепещут в горле, порхают бабочками в животе, истомляют сердце странным ожиданием. Будто за пеленой проявленной реальности кроется другая — стоит лишь поддеть ее неловким движением, как паутинку, натянутую меж стволов, и она проступит на поверхность видимого мира.
Пусть будет так:
«... Чу! — чаща отозвалась одиноким звуком. Предчувствие.
Треснула ветка под копытом, пробежал тонкий ручеек ветра, волной взметнулась листва — и воздух встал, как зачарованный. Лишь раскрылись ветви деревьев, пропуская сквозь себя Чудо, и...
Сердце мечется в груди, смятение охватывает душу:
вот стоит Он, прекрасный и величественный, и подпирают его сияющие рога небосвод, пронзенный стрелами стволов. И то ли пелена священного страха и восторга застит глаза, то ли Старый Лес навел свои чары, но чудится — и не Олень это вовсе, а Древний Бог с оленьими рогами, владыка Природы, Жизни и Смерти. Самый первый из всех образов Бога на Земле. Изгнанный и оклеветанный.
Колышется его зеленая мантия, сливаясь с листвой деревьев, стелется лесным ковром. Изумрудным огнем горят глаза, смуглым янтарем древесной коры напитана кожа, длинные пряди волос змеями ползут по плечам.
Но лишь моргнешь разок — и рассеялось наваждение. Великолепный белый олень вскинет ветвистую голову, встанет на дыбы, щелкнув копытами передних ног — и умчится вглубь леса.
... Стихнет эхо его стремительного бега, умолкнет дрожащая земля.
И в наступившей тишине околдованной природы ты останешься, навеки отравленный видением и обреченный гадать:
Чем было это Чудо?..
Спасибо, что дочитали.
Место действия: Суоярвский район Республики Карелия, лес у поселка Поросозеро. Правильнее было бы называть его Порозеро, а то и Пораярви. И, несмотря на неказистое звучание наименования на русском языке, с карельского и финского оно переводится как Оленье Озеро — Porajärvi.
Здесь я родилась и выросла. И это первый лес, с которым я познакомилась, будучи еще дошколенком.
Древний рогатый бог, которого Церковь талантливо совместила с основной персонификацией зла, присутствует во многих культурах.
К слову, Люцифер, Сатана, дьявол — образ весьма зыбкий и собирательный, даже без слияния с Паном или другими языческими божествами. В Библии его в принципе нет как такового. Все эти слова пишутся там с маленькой буквы и являются эпитетами, применяемыми в разных ситуациях и по отношению к разным персонажам. Так, например, в Книге Иова Бог спорит с неким ангелом, названным «сатан», и даже в чем-то соглашается с ним. В древнееврейском языке это слово обозначало того, кто имеет «противное», другое мнение, и не определяло его носителя как воплощение зла.
И это только крохотный осколок той чудовищной и запутанной мозаики, которая складывалась в течение многих веков с единственной целью: заклеймить все, находящееся за пределами Церкви, как дьявольское. Сейчас я не буду тратить ваше время на долгий экскурс в эту тему. Скажу лишь очевидную вещь: разумеется, язычество, являвшееся главной конкурентной христианству религией, первым делом подпало под определение «дьявольщины». Его ярко выраженная земная суть только способствовала этому.
Древнее рогатое божество — славянский Леший, козлоногий Пан у греков, или же великолепный Кернуннос с оленьими рогами в кельтской мифологии, а то и один из самых архаичных образов многоликого индийского Шивы — это даже и не бог людей, между прочим. Это всегда бог Природы. С Шивой все немного сложнее, но и он первоначально был далек от покровительства человеку.
Ну, что ж... Если мы будем считать Природу воплощением зла (а выражение «рогатый бог», признайтесь, достаточно однозначно воспринимается даже людьми невоцерковленными — культурные коды вытравить очень сложно), остается только радоваться экологическим катастрофам — видимо, они делают нас ближе к Богу-Создателю.
Ерунда, не правда ли?
Что касается Карелии, у нас тоже есть рогатое божество, покровительствующее лесу — Хийси, который в эпосе «Калевала» предстает в виде огромного лося. А в некоторых рунах этот лось и вовсе превращается в небесное созвездие, за которым гонится охотник на лыжах, но не может его догнать. Какая изумительная перекличка с тем же кельтским мифом о Кернунносе и Охотнике Херне (Herne the Hunter)! Как много общего таится в глубине человеческих душ — где бы они ни воплощались.
Но обо всем этом я, надеюсь, еще не раз вам расскажу.
А о моей личной встрече с загадками леса вы можете прочитать ЗДЕСЬ. Это было одно из самых запоминающихся приключений ушедшего лета.
Подробнее https://maria-melekh.livejournal.com/8266.html...