Вадим Абдрашитов умер 12 февраля. Разумеется, реакция на его смерть была более чем сдержанная. Он был аутсайдером. Его фильмы раздражали.
Пару лет назад я читал книжку, написанную каким-то функционером из Союза Кинематографистов, в начале 80-х по пятому пункту паспорта уехавшему в США. Книжка была написана о советском кино 70-х, в помощь западным киноведам, хорошо знавшим советское кино 20-х годов, но не догадывавшихся, что происходит там, в заснеженнной России, среди водки и комиссаров, в 60-70-х годах. Этот парень до небес воспел Андрея Тарковского и Отара Иоселиани, одобрительно отнёсся к Сергею Параджанову, Хейфицу, Зархи, Райзману, Рязанову и Данелии, а по остальным прошёлся буквально железным сапогом. Особенно злобно он отозвался о Вадиме Абдрашитове. Суть претензий осталась неясна, но было понятно, что Абдрашитов – не тот человек, которого могут похвалить диссиденты.
Впрочем, официозные кинокритики любили Абдрашитова (и его соавтора Миндадзе) ничуть не больше.
Абдрашитов был слишком трезв, сух и жесток, чтобы его фильмы можно было принять. Вдобавок, он был умный, что тоже раздражало коллег и соратников по кинематографическому цеху.
С самолго начала, с дипломной работы «Остановите Потапова» (по Григорю Горину), Абдрашитов занимался препарированием советского социума. Он демонстрировал скрытые механизмы, приводящие пейзажи в движение, и показывал, к каким следствиям это движение приведёт. Ватников злило, что Абдрашитов отказывался мифологизировать уютную, тёплую, вонючую советскую жизнь, а диссидентов бесило, что он не считал советскую власть виновной в статус кво. Абдрашитов полагал, что свинцовые мерзости совка будут оставаться свинцовыми мерзостями при любом политическом режиме.
Абдрашитов прогнозировал – и его прогнозы почти всегда оправдывались. Особенно эффектно это произошло с «Парадом планет» середины 80-х. Исчерпанность советской цивилизации была представлена ясно и безнадёжно – и «перестройка», начавшаяся сразу после выхода фильма в прокат, выглядела буквально скатившейся с экрана.
Единственный раз, когда социальный прогноз Абдрашитова (и Миндадзе) не оправдался – «Плюмбум». Таких мальчиков не было и они не появились в последствии.
Но «Слуга», «Армавир», «Время танцора» били по больным местам и каждый раз оказывались не пророчествами, а диагнозами.
И это всё.
Подробнее https://alexander-pavl.livejournal.com/249445.ht...
2023-02-13 22:52:39