Одна трагедия на всех
В начале 2024-го года произошло одно из самых мрачных событий для мира манги. В возрасте 50-и лет из жизни ушел художник Ашихара Хинако. Полиция сообщила наиболее вероятную причину смерти женщины – самоубийство. Накануне трагедии художник вступил в публичный спор с продюсерами телеканала Nippon TV, выложив критический пост в блоге. Ашихара пожаловалась на сюжетные изменения в экранизации ее последнего комикса.
Комедия для женского журнала Sexy Tanaka-san рассказывала историю о 40-летней офисной работнице, чьи лучшие годы давно позади. Да только можно ли их назвать лучшими, если жизнь прошла на службе без единого нарушения графика будто бы Танака не человек, а механизм? Героиня бросила вызов времени, отказалась стареть с достоинством и втайне ото всех осуществила мечту: занялась откровенными танцами. Коллегам по работе еще многое предстоит узнать о скромном бухгалтере за соседним столом.
Конфликт с продюсерами ТВ-сериала разрешился мирно и сценарий для последующих эпизодов доверили автору манги. Отстраненный сценарист выразил ответное возмущение в личном инстаграме, из-за чего фанаты комикса и сериала разделились на два лагеря. Предположу, что художник меньше всего хотел провоцировать войну между людьми. Ашихара удалила пост и принесла публичные извинения. Через несколько дней ее не стало. Обезумевшие от горя поклонники обвинили телеканал в травле художника. Скандал вышел далеко за пределы обычно закрытой манга-индустрии. Читатели и зрители переживали смерть как личную утрату, и раны будут заживать еще долго.
Состоявшийся автор, лауреат престижных премий, знаменитый создатель манги для девочек и взрослых женщин, чьи работы неоднократно экранизировались. Она достигла всего, о чем может мечтать художник в Японии, поэтому так трудно поверить официальной версии «конфликта с продюсерами». За любой трагической случайностью всегда стоит железная закономерность.
С 2008-го по 2013-ый годы в журнале Bessatsu Shojo Comic Ашихара Хинако публиковала мангу Piece, один из главных хитов в своей карьере. В русском переводе комикс озаглавили словом «Осколки». Куда точнее было бы перевести название как «Фрагмент» или «Кусочек». Почему? Ответ на первых же страницах манги, где изображены разбросанные кусочки пазла. Ашихара Хинако считала человеческую жизнь неразрешимой загадкой, скрывающей печальную правду ради всеобщего блага. Есть вещи, которые лучше сохранить в секрете навсегда.
Это могло стать шокирующей новостью, но студентке по имени Мидзухо Cуга, откровенно говоря, всё равно. Умерла её бывшая одноклассница, лица которой девушка и не помнит. Харука Оригучи сидела за последней партой, носила очки и ни с кем не общалась. В 19 лет у нее обнаружили рак. Вот и всё, что можно сказать об усопшей. У Cуги своих проблем хватает. С однокурсником Дайки она встречается уже год, а мужчина совсем отчаялся достучаться до сердца возлюбленной. Она как робот: никогда не выражает эмоций, живет будто по неписанному сценарию. А молодому человеку хочется страстной любви, как у сверстников. Учеба в колледже и без того утомляет героиню, чтобы тратить силы на романтические причуды кавалера. Намечается разрыв отношений. Как же не во время умерла эта одноклассница...
На похоронах выпускники школы исполняют положенный ритуал: картинно рыдают над гробом умершего, о существовании которого не подозревали еще вчера. Одна только героиня сохраняет невозмутимый вид. Cуга с раннего детства поняла, как устроено общество на самом деле. Каждому выделяется роль от рождения до смерти. Красивые мальчики царствуют в школе и владеют женскими сердцами. Сплетницы перемывают кости подружкам. Всеобщая любимица Реми тяжело переживает свою полноту, но компенсирует внешность дружелюбием. Ее роль – душа компании. Cуга пребывает в вечном анабиозе. Не испытывает ни боли, ни радости, что и есть идеальная форма существования человека. Отношения с противоположным полом рождаются сами собой, почти без участия девушки.
В прощальном зале героиня встречает еще одного призрака из прошлого. Хикару Наруми относится к тому типу мужчин, чья красота заслоняет любые недостатки. Ему ничего не стоит оскорбить даму ради шутки, смешной только для самого Наруми. Мидзухо он охарактеризовал как «женщину, которой изменяют». И героиня согласна. Ей ли не знать, ведь Наруми – первый бойфренд Мидзухо. Женщины для него как товар на маркетплейсах – всегда можно найти похожее. От обиды спасает только постоянная безэмоциональность. Наруми нашел себе другую, но такова изначальная роль красавчика: мужчина для всех женщин. Парень обожает быть жестоким, однако на похоронах превзошел ожидания, заявив напоследок: «Вообще-то вы с ней были похожи».
От этих слов Мидзухо впервые стало не по себе. Как назло еще и безутешная мать набросилась со словами благодарности «лучшей подруге дочери». «Да я же и не разговаривала с ней никогда!» – удивляется героиня. Одинокая бедняжка выдумала дружбу, чтобы мама меньше беспокоилась о нелюдимости ребенка. Если верить матушке, то Харука и Суга не расставались ни дня, жили душа в душу, обменивались открытками на праздники, а в больницу она не приходила просто потому, что была сильно занята в колледже. Когда Cуга разоблачила эту нелепую ложь, даже циничный Наруми возмутился: неужели так трудно подыграть страдающей матери?!
На прощание мама пролепетала что-то о просьбе к «лучшей подруге». Неважно. Харука отыграла свою роль в обществе спектакля. У героини полно собственных проблем. Она презирает сплетни, отказывается копаться в чужой личной жизни. Каждый должен заниматься своим делом. Такие здравые мысли посещали Сугу, когда она обреченно остановилась на пороге дома Харуки, чтобы исполнить просьбу матери. Самый бессмысленный поступок в ее жизни.
Новые подробности о покойной оказываются еще более угнетающими. Она скрывала ото всех роман с мужчиной. Девушка вела закрытый образ жизни. Настолько закрытый, что и мама узнала о любви дочери, случайно прочитав кусочек личной переписки. И прочитанное ее не обрадовало. Харука родилась под несчастной звездой, и та посмеялась над неудачницей напоследок. Незадолго до смерти девушка сделала аборт. Кто был несостоявшимся отцом — тайна и по сей день. Мама умоляет Сугу выяснить имя возлюбленного словно это поможет исправить непоправимое. Студентка знала Харуку как никто другой. Единственная и лучшая подруга.
Успехи в учебе сделали Яная любимчиком учителей, чего нельзя сказать об одноклассницах. Лучший ученик школы впервые почувствовал себя изгоем, когда его бросила девушка Мику, уставшая проводить время в одиночестве, пока кавалер штурмует школьные олимпиады. Болезненное переживание провала открыло в юноше симпатию к тихушнице Харуке с последней парты. Ведь мы, отверженные, должны поддерживать друг друга! Два смешных очкарика, к тому же оба разбираемся в цветах. Не имея другой темы для разговора они почему-то обсуждают лилии всех сортов. Сад и огород — чем не тема для романтического знакомства? Между делом Харука обрадовала новоприобретенного товарища известием: у девушки есть парень. Так Янай стал неудачником дважды.
О чем жалеть на похоронах, если истинные чувства между ними отсутствовали? Просто брошенному парню срочно понадобилось восстановить мужскую гордость, воспользовавшись самой непопулярной девчонкой класса. Быть может, втайне он рассчитывал на ее безотказность... Янай всегда завидовал Наруми, обласканному женским вниманием. Каждый день у него в объятиях новая любовница, в то время как Яная отшила неудачница из темного угла. Если бы Харука узнала его получше, наверняка они стали бы отличной парой. Одноклассница Мидзухо Суга предлагает Янаю вместе отыскать неизвестного соперника. Какое глупое предложение! Поэтому герой сразу же соглашается. Его тайная любовь продолжает жить и после смерти возлюбленной.
Странный детективный дуэт. Отвергнутый ботаник и женщина-робот с зачатками личности. В кратчайшие сроки они объединят случайных свидетелей и закадычных друзей. Соберут недостающие кусочки пазла и раскроют секрет, заслуживший забвения. Смерть неудачника — облегчение для общества. Зачем тревожить живых старыми гробами? Искателей истины ничего не связывало с покойной всерьез, но что-то внутри подсказывает: разгадка тайны даст ответ на сокровенные вопросы их собственной души. Не имея и малейшей зацепки, герои опрашивают учеников, учителей, сотрудников книжного магазина, где подрабатывала Харука. Один опустит глаза, другой отвернется, третий задумчиво посмотрит вдаль. Окружающие настойчиво демонстрируют безразличие, боясь о чем-то сказать вслух. Каждому есть, что скрывать.
Вокруг учителя физкультуры Миямото ходят пугающие слухи: якобы тот пользуется своим положением и совращает школьниц. В спортзале физрук поправил стойку у девочки, а вокруг зашептались: этот опять за старое... Директор дважды вызывал Миямото по поводу сплетен, но доказательств не получил. Зато Суге точно известно: Харуку видели у дверей дома развратного учителя. Вот и раскрылась тайна! Женщина, рожденная быть жертвой, закономерно стала добычей стареющего сексуального хищника.
Каково же было удивление героев, когда за дверью зловещего дома оказался маленький рыдающий мальчик. Новость о смерти Харуки довела ребенка до истерики, будто бы умерла родная мама. Всегда мрачный и молчаливый Миямото вынужден признаться: Харука дружила с его сыном. Акито хоть и малыш, но твердо пообещал жениться на новой подруге! У нелюдимой девочки оказалось на удивление много поклонников... Папа совсем забросил ребенка, когда жизнь пошла под откос. Одна гадкая и мстительная ученица оклеветала мужчину, и лживые сплети разрушили семью Миямото: жена забрала дочь и скрылась за горизонтом. Харука стала настоящим спасением для отца-одиночки. Потому было так горько просить девушку никогда больше не приходить. Школьница в доме учителя может скомпрометировать обоих. В этом мире и дружба запрещена, если роль предписывает одиночество.
Веселую пухляшку Реми обожают подруги. Она всегда улыбается и никогда не составит конкуренцию за мужчин. Удобный человек второго сорта. Реми с детства грезила о любви прекрасного принца, а получила – приставания старика в метро. Страшная зависть гложет девушку, когда она смотрит на стройную одноклассницу Мидзухо Сугу. Красавица ест сколько влезет и никогда не сидит на диетах. Она – школьная королева для умных мальчиков, ее обсуждают в коридорах с восхищенным придыханием, такую строгую и недоступную. Каких же невероятных усилий Реми стоило преодолеть обиду на несправедливый мир и полюбить подругу. Этой мучительной любви Мидзухо никогда не замечала, воспринимая поклонение как должное. Зато нищий хулиган с токийских улиц Саката Коджи проявил неожиданный интерес к Реми, плачущей в баре о своей несчастной судьбе. Когда парень целует страдалицу и ведет в отель, девушка не сопротивляется. Это и есть лучшее, что она заслужила.
Мидзухо считала мир открытой книгой, но чем глубже она погружается в чужие страдания, тем больше сомневается в прописных истинах. Первую красавицу школы Мадоку преследовал анонимный сталкер, оставляя девочке записки угрожающего содержания. Сообщения настойчиво требовали от Мадоки расстаться с возлюбленным, средним во всех отношениях мальчиком, который по чистой случайности подвернулся красотке. Под прикрытием анонимности прячется классический школьный лузер Сугавара. Провалы на экзаменах гармоничного сочетаются в нем с отсутствием женской любви. Озлобленный одиночка нашел отдушину, нанося вред окружающим исподтишка. Ради утоления ненависти он оставлял оскорбительные надписи на парте Харуки, зная, что выбрал легкую мишень. Когда Мадока при помощи Суги раскрывает личность негодяя, ему не остается ничего другого, кроме как разрыдаться. Ничтожный и омерзительный червяк! Мадока жалеет, что когда-то оказала гаденышу дружеские знаки внимания. Не стоит быть добрым к первому встречному.
У Мидзухо другое мнение. Слишком много страданий окружает человека в течение жизни и нельзя винить лишь того, кто имел неосторожность открыться. Оставшись наедине с преступником, девушка перевязывает руку Сугавары, разбитую о стены в порывах бессильной злобы. С удивлением героиня осознает: вообще-то мы с ним похожи. Наруми вновь оказался прав. Обманываем и скрываемся, играем роль, навязанную тайными недоброжелателями из высших инстанций. Харука открыла это раньше других, поэтому перед расставанием умоляла затравленного учителя Миямото не отворачиваться от людей.
Женскую мангу часто и небезосновательно критикуют за примитивность сюжетов: вся она о романтических отношениях, тогда как мужская – затрагивает темы политики, войн, социальных потрясений. Я же замечу: «казаться умным» и «быть умным на самом деле» – две большие разницы. Без кричащих претензий на интеллектуальность Ашихара Хинако нарисовала картину перелома общественных настроений в новом тысячелетии. Героини классической сёдзе-манги искали смысл жизни у старших товарищей, учителей, родителей. В лучших японских традициях они верили в преемственность поколений. Но дней связующая нить порвалась: нынешние родители едва ли способны научить хоть чему-то хорошему.
Мама Мидзухо черпает житейскую мудрость из книг по личностному росту и телепередач, закрывая глаза на измены мужа. Дочери пришлось взять семейное счастье в свои руки и отправиться на трудный разговор с любовницей в кафе. 30-летняя дамочка удивляет героиню откровением: когда ее отец спит, он напоминает младенца. Мужчины 21-го века станут слабыми и беспомощными как дети. Хикару Наруми побеждает женщин в постели, но не способен прибраться в собственной комнате. Если бы не приходящая раз в неделю, верная как собака домработница Нанао, парень потонул бы в горах мусора. Нанао желала воспитать из Наруми достойного человека, а вырос беспринципный альфонс. Когда-то ее родная дочь сбежала из дома, чтобы жить с любовником, мужчиной намного старше по возрасту. В слезах Нанао признается Суге: дочь правильно поступила. Служанка оказалась никчемной матерью.
Рисако Наруми – практикующий психолог, известный по всей стране благодаря колонкам в тематических журналах. Эмансипированная женщина 21-го века. Настоящий учитель жизни для травмированных японцев. Но когда Мидзухо раскроет подноготную семейства Наруми, станет очевидно: психологу необходима помощь дипломированного психиатра. Они с Мидзухо тоже чем-то похожи. Обе верят в изначальную сконструированность человека по определенным схемам. Только Рисако перешла от теории к практике, начав экспериментировать на родных детях. Психолог ненавидит людей и планирует воспитать нового человека без любви.
Братья Наруми разлучены с раннего детства. Растут в похожих условиях, живут в одинаковых домах, неотличимы лицом. Дети от одного родителя обязаны стать одинаковыми по всем параметрам взрослыми. Однако схема почему-то дает сбой. Младший вырос сердцеедом, хотя презирает женщин и относится к ним как к вещам. Старший Хиро искренне влюблен, но детские травмы заставляют его избегать прикосновений возлюбленной. Хикару мало интересуется жизнью брата, тогда как Хиро отчаянно бросается на шею к родственнику со словами: «Ты – мое сокровище».
В нежном возрасте Хиро подвергался жестоким издевательствам со стороны школьников. Дальше других палачей зашел гнилозубый психопат Юкидзи Маруо, омерзительный до такой степени, что даже хулиган Коджи отказывался с ним водиться. Вы уже знаете мировоззрение Ашихари Хинако и легко догадаетесь, куда автор приведет отвратительного мальчика. В этом мире злодей всегда окажется жертвой. Неудачник – героем. Эгоист будет жить ради других.
Нет на свете такого законченного подонка, какого Ашихара Хинако смогла бы осудить. Оправдание злодеев по нынешним меркам уже серьезное преступление. На суде присяжные несомненно восстановят справедливость, приговорив вольнодумного художника, и она уже ничего не сможет возразить. Героиня предыдущей манги Хинако, «Песочные часы», проклинает собственную мать. Расставание с мужем и жизнь в ненавистном городе привели женщину к роковому решению. Она совершила самоубийство. На похоронах дочь Ан Уэкуса разбивает песочные часы – оставшийся от мамы сувенир. Не в силах смириться с потерей, девочка мстит главному врагу человечества. Самому времени, отнимающему родных.
Знакомые все чаще говорят Мидзухо: ты изменилась. Смеешься и плачешь н
Подробнее https://gaben-pridet.livejournal.com/5181.html...