В Петербурге было огромное количество бродяг и нищих. Для большинства из них попрошайничество становилось доходным бизнесом, который не требовал вложений и позволял жить лучше, чем трудовой люд. Где селились и работали нищие? Какая у них существовала иерархия? Разберём в этом тексте.
Храм и рынок
Раньше на Сенной площади, помимо рынка, находилась огромная церковь Спаса на Сенной. А там, где есть храм, всегда есть попрошайки. Чтобы попасть к службе, петербуржцам приходилось продираться через толпу оборванных и грязных нищих, которые со всех сторон тянули руки и просили копеечку. Истинно нуждающихся людей здесь не было, но были опустившиеся бродяги, пьяницы, каторжники да проститутки, которые уже не могли зарабатывать своим ремеслом. Нищенство становилось для них главным (и весьма неплохим) источником дохода.
Милостыню давали щедро, особенно купцы накануне больших церковных праздников. Бывало, что кошельки их пустели куда сильнее, чем ожидалось.
Всеволод Крестовский, писатель: «Часто случается, что доброхотный датель […] по приходе домой не доискивается платка, кошелька или часов с цепочкой. Эти обступания целым кагалом производятся преимущественно за вечерними и всенощными службами, где рано наступивший мрак зимнего вечера по возможности скрывает такие эволюции нищей братии от зоркого ока полицейских…»
В Российской империи попрошайничество было запрещено во всех местах, кроме церковных папертей. Но стражи порядка смотрели на нищих сквозь пальцы. Кому-то было всё равно, а кто-то был в доле.
Мадонны, юродивые и мнимые больные
Нищенство в дореволюционном Петербурге — бизнес. Просто встать на паперти с протянутой рукой было невозможно — тут же налетят профессионалы и доходчиво объяснят, кто тут главный. Следовало вступить в артель, заплатить взнос старосте. Только после этого дозволялось занять место у храма.
У нищих была своя иерархия. Внизу пищевой цепочки, как самые слабые, находились дети. Их отгоняли от церкви, а чем дальше от церкви — тем труднее получить подаяние.
Чуть ближе к паперти стояли так называемые мадонны с младенцами — женщины с грудными детьми. Необязательно это были матери: малышей чаще всего покупали или брали напрокат. Само собой, никто о детях не заботился. Нищенкам даже было на руку, если ребёнок плакал, выглядел явно нездоровым и истощённым. Те, кто не обзавёлся младенцем, заворачивали в тряпки полено и баюкали его.
Крыльцо занимали люди с увечьями, как правило, мнимые больные. Если человек действительно был калекой или умственно отсталым, то в паре с ним работал родственник, который защищал кормильца.
Аристократией нищенства были юродивые и те, кто их изображал. В христианской традиции к ним сложилось особое отношение. Считалось, что если юродивый к вам благоволит, то это добрый знак, вам будет сопутствовать успех. Поэтому на милостыню не скупились, а иной раз даже приглашали отобедать к себе домой.
Рабочий день попрошайки
Селились нищие в Вяземской лавре — огромном комплексе доходных домов, который занимал почти целый квартал на месте современного ТК «Сенная». Это были страшные трущобы, где ютилась петербургская беднота и низы криминального мира. Здесь располагались дешёвые кабаки, ночлежки и притоны, процветала преступность. Даже полиция старалась лишний раз не заглядывать в Вяземскую лавру.
Снять койку на ночь можно было за 5 копеек (для сравнения: стопка водки стоила 10 копеек). Просыпались нищие рано, чтобы успеть к литургии. Она проводилась между 6 и 8 часами утра. Потом был перерыв до самого вечера, который многие коротали в Обжорном ряду Сенного рынка, выпивая и закусывая.
У храма попрошайки появлялись только ближе к 17 часам, перед вечерней службой.
#дореволюционнаяроссия #бедность #история #интересно #нищета
Про то, как не стать жертвой маклаков на Сенном рынке, читайте здесь.
Ещё больше интересных текстов об истории Петербурга ищите в специальном разделе.
Подробнее https://kudago.livejournal.com/43273.html?me...