Поскольку их точное значение неизвестно, ученые предлагали различные решения проблемы этих монограмм с 1738 года, когда Байер опубликовал первую бактрийскую тетрадрахму Эвкратида I с монограммой. «Если бы их можно было прочитать и интерпретировать», — говорит Гарднер, «не может быть никаких сомнений, что они дали бы нам ценнейшую информацию. Но они представляют наибольшую трудность».
Большое количество этих монограмм, по-видимому, составлено из двух или более греческих букв. Что означали эти греческие буквы в древние времена, мы не знаем. Байер прочитал в них дату. Монограмма на монетах Эвкратида, как предполагалось, представляла H и P и обозначала дату — 108 г. Бактрийской эры. Но эта монограмма может быть также интерпретирована по-разному — HI P, IH P и т. д. Более того, «поскольку она, по-видимому, повторяется на монетах разных царей, она не может представлять дату»
Более поздние исследования
(a) Точка зрения Каннингема
Каннингем указал, что «все монетные монограммы, которые являются общими для ряда разных царей, могут быть только названиями городов и не могут быть именами ни магистратов, ни мастеров монетного двора, ни каких-либо других должностных лиц». Похоже, что большую часть своей теории он основывал на исследованиях Мюллера. Соответственно, он пытался прочитать в монограммах названия городов, которые они представляли. Без какой-либо подсказки его попытки были склонны быть несколько произвольными. Однако ему пришлось «признать трудность удовлетворительной расшифровки некоторых монограмм из-за разнообразия прочтений, которым они подвержены». Далее он признал, что не все, «или даже половина монограмм, которые встречаются на монетах бактрийских или арианских греков, являются названиями городов» . Более того, со времен Каннингема в список было добавлено большое количество новых монограмм. Существование слишком большого количества городов-мастерских неправдоподобно. Поэтому современные ученые практически отвергли его теорию.
(b) Взгляд Гарднера
Осознавая важность этих монограмм, но не имея возможности в то же время угадать их значение, Гарднер воспроизвел их в своем Каталоге Британского музея (1886) вместе с описаниями монет. Он признал «возможность того, что многие греческие монограммы могут обозначать названия монетных дворов». Но он не стал продолжать работу с Каннингемом и пытаться расшифровать эти названия «до тех пор, пока места находок бактрийских и индийских монет не будут зафиксированы гораздо точнее, чем до сих пор».
(c) Точка зрения Рапсона
Рапсон также в своих «Заметках об индийских монетах и печатях» критиковал теорию Каннингема. Он сослался на случай перечеканенной монеты, на которой стоит одна монограмма для нижнего штемпеля Аполлодота и другая для верхнего штемпеля Эвкратида. Ни одна из двух монограмм не может быть разделена на буквы, которые могли бы составить какой-либо возможный греческий эквивалент имени. «Но хотя теория генерала Каннингема относительно природы этих монограмм», замечает он, «кажется, рушится в единственном случае, в котором ее можно проверить, не следует поспешно предполагать, что изучение и сравнение этих монограмм не может дать хороших результатов с точки зрения топографии или истории. Какова бы ни была правильная интерпретация этих монограмм, являются ли они знаками чеканщиков или обозначают определенные выпуски монет, появление одной и той же монограммы на монетах разных царей, безусловно, вызывает предположение, что они были тесно связаны каким-то образом, либо локально, либо хронологически».
(d) Мнение Уайтхеда
Уайтхед, один из величайших авторитетов по греко-бактрийским и индо-греческим монетам, по-разному высказывался об этих монограммах в разных случаях. «Греческая монограмма», — сказал он, — «может обозначать имя местного магистрата, под руководством которого была отчеканена монета, или иногда монетный двор». «Монограммы на монетах, которые сохраняются на протяжении ряда правлений», — снова указал он, «нельзя интерпретировать как имена магистратов; их скорее следует рассматривать как названия монетных дворов». Эта точка зрения была принята Макдональдом.
Уайтхед также ссылался на некоторые «выдающиеся монограммы, которые, вероятно, принадлежат городам-монетным дворам». Таким образом, он распознал 4 таких монограммы, представляющие соответственно Никею, Офиану, Ортоспанум и Картану, которые встречаются на монетах превосходного стиля. Эти монограммы характерны для царей, правящих в верхней долине Кабула (Паропамисады) или западных владениях Яванов. Семь других монограмм — представители монет промежуточного стиля, отчеканенных в регионе Гандхара или средних владениях Яванов. Монограммы кхароштхи характерны для монет низшего стиля, отчеканенных в регионе Пенджаб или восточных владениях.
Подробнее https://shlomo-zimerman.livejournal.com/209496.ht...